В 2024 году Федеральная налоговая служба (ФНС) России продолжила активно развивать свои цифровые платформы. На совершенствование налогового администрирования было направлено 12,4 млрд рублей. Эти инвестиции стали важным шагом на пути к модернизации работы ведомства и повышению уровня предоставляемых услуг.
Одним из ключевых направлений вложений стало развитие автоматизированной информационной системы — АИС «Налог-3», которая является основой цифровой трансформации налоговой системы страны. Кроме того, в 2024 году ФНС заняла третье место среди государственных организаций по объему закупок отечественного программного обеспечения, активно поддерживая курс на импортозамещение и развитие российской ИТ-отрасли.
О ФНС России
Федеральная налоговая служба (ФНС) России — ключевое звено в системе государственного управления, отвечающее за сбор налогов и контроль за их уплатой. Работа службы направлена на поддержание экономической стабильности страны, что особенно важно в условиях глобальных вызовов. Но это не просто организация, собирающая налоги: ФНС — это центр инноваций, который внедряет передовые технологии и делает взаимодействие с государством удобным для граждан и бизнеса.
С каждым годом ФНС расширяет свои функции. Например, служба ведет учет юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и даже контрольно-кассовой техники. Эти реестры помогают не только обеспечить прозрачность бизнеса, но и значительно сократить время на проверку информации. Кроме того, ФНС выполняет функцию удостоверяющего центра, выдавая электронные подписи, что стало неотъемлемой частью современного цифрового документооборота.
Однако работа службы не ограничивается только внутренним администрированием. ФНС контролирует соблюдение валютного законодательства и следит за отчетностью компаний, открывающих счета за границей. Этот аспект деятельности особенно актуален в условиях сложной международной обстановки: строгий контроль помогает минимизировать риски утечки финансовых средств.
Но настоящая трансформация службы началась с цифровизации. Внедрение аналитических систем и технологий, таких как процесс-майнинг, позволило упростить процедуры для налогоплательщиков. Например, время обработки декларации 3-НДФЛ сократилось с нескольких месяцев до считаных дней. Подобные изменения делают взаимодействие с налоговой не только быстрее, но и проще, снижая нагрузку на сотрудников и сокращая вероятность ошибок.
Как итог, в 2024 году ФНС укрепила свои позиции как одного из лидеров по закупкам отечественного программного обеспечения, заняв третье место среди всех госорганов. Этот шаг не только поддерживает национального производителя, но и отвечает вызовам цифрового суверенитета. Влияние цифровизации на эффективность работы ФНС невозможно переоценить, и этот процесс продолжает менять налоговую систему страны.
Давайте рассмотрим подробнее, почему импортозамещение и цифровые технологии так важны для ФНС и всей российской экономики.
Результаты цифровизации и путь к технологическому суверенитету
ФНС России уверенно идет по пути цифровой трансформации, что становится залогом её успеха в современных условиях. Одним из главных направлений работы стало внедрение системы АИС «Налог-3», которая не только улучшает администрирование, но и сокращает издержки. Например, благодаря усовершенствованию этой платформы объем «невыясненных платежей» уменьшился с 670 млрд рублей в 2022 году до 28 млрд в 2023 году. Также начисление пеней за такие платежи сократилось с 5 млрд рублей до нуля за тот же период. Это стало возможным благодаря интеграции новых алгоритмов анализа данных и повышению прозрачности всех операций.
ФНС демонстрирует, как импортозамещение в IT-сфере может стать важным инструментом развития. В 2024 году служба заняла третье место среди госорганизаций по объему закупок отечественного программного обеспечения. Этот шаг не только укрепил курс на технологический суверенитет, но и поддержал российскую IT-индустрию. Примечательно, что общий объем инвестиций в проекты по замещению иностранного ПО превысил 200 млрд рублей, при этом более 300 инициатив получили поддержку от государства и бизнеса.
Особое внимание уделяется результативности цифровизации. Например, улучшения в администрировании позволили увеличить поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2024 году они ожидаются на уровне 307 млрд рублей, что почти вдвое больше, чем в 2023 году (159,5 млрд рублей). Эти цифры подчеркивают, насколько эффективно используются цифровые инструменты для увеличения собираемости налогов и оптимизации работы службы.
Такие успехи показывают, что цифровизация и импортозамещение играют ключевую роль в обеспечении экономической стабильности страны. Они позволяют ФНС не только повысить эффективность работы, но и внести значительный вклад в развитие национальной экономики. Внедрение отечественного ПО, автоматизация процессов и использование передовых аналитических технологий закладывают фундамент для дальнейшего технологического развития России.
Важнейшим достижением стало внедрение автоматизированной информационной системы «Налог-3». Внедрение системы позволило сократить объем «невыясненных платежей» с 670 млрд рублей в 2022 году до 28 млрд в 2023 году, практически устранив начисление пеней за такие платежи. Это стало возможным благодаря использованию автоматизированных алгоритмов анализа данных, которые повышают прозрачность операций и минимизируют вероятность ошибок.
Запущенная в 2019 году, она интегрирует сбор, обработку и анализ данных, а также формирование отчетности и взаимодействие с налогоплательщиками. В первую очередь система ориентирована на переход к электронным процедурам, упрощение взаимодействия между налоговыми органами и бизнесом, а также на обеспечение прозрачности работы налоговой службы. На середину 2020 года количество пользователей АИС «Налог-3» составило 131 тысячу человек. Это стало важным шагом в цифровизации работы ФНС и улучшении качества обслуживания налогоплательщиков.
![ФНС России потратила 12,4 млрд рублей на развитие цифровых налоговых сервисов в 2024 году](https://iaassaaspaas.ru/wp-content/uploads/2024/12/screenshot-2024-12-30-035107-952x1024.png)
Дальнейшее развитие цифровизации поддерживается государственной политикой в области импортозамещения. В 2024 году ФНС стала одной из лидеров по объему закупок отечественного программного обеспечения, заняв третье место среди всех государственных организаций. На эти цели было потрачено более 12,4 млрд рублей. Эти инвестиции способствуют укреплению технологического суверенитета страны и стимулируют развитие российской IT-отрасли.
Цифровизация также охватывает расширение электронных сервисов для предпринимателей. Одной из значимых инициатив стало предоставление услуги по выдаче квалифицированных электронных подписей. Этот инструмент позволяет бизнесу оптимизировать документооборот, ускоряя многие административные процессы и сокращая издержки. Такие нововведения делают работу компаний более эффективной, создавая дополнительные стимулы для роста экономики.
Результаты этих усилий уже видны: цифровые технологии способствуют росту собираемости налогов. Например, в 2024 году поступления от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) ожидаются на уровне 307 млрд рублей, что почти вдвое превышает показатели 2023 года (159,5 млрд рублей). Это наглядное доказательство того, как современные IT-решения повышают эффективность работы налоговой службы и увеличивают доходы бюджета.
ФНС также активно использует аналитические технологии, такие как процесс-майнинг, для выявления потенциальных налоговых рисков. Эти инструменты помогают автоматизировать проверку данных налогоплательщиков, исключая ошибки и ускоряя выявление несоответствий. Такой подход минимизирует риски уклонения от налогов и усиливает контроль за прозрачностью финансовых операций.