Что такое налоговый мониторинг: цели, задачи новой формы налогового контроля, что является результатом, за какой период проводится, когда возможно досрочное прекращение

В 2020-м значительному количеству российских компаний был предоставлен доступ к новому инструменту администрирования отношений фискальных органов и бизнеса – налоговому мониторингу.

История вопроса

Обсуждение новой формы налогового контроля началось в 2012 году, параллельно с положениями о консолидированных группах налогоплательщиков (ведь на первых этапах данный режим был доступен лишь очень узкому кругу компаний). В 2015 году режим налогового мониторинга был введен в «пилотном режиме» и с учетом предельно высоких требований к потенциальным участникам, применить его могли лишь десятки крупнейших компаний России.

В основу института налогового мониторинга был положен успешный опыт стартовавшей в 2005 году в Нидерландах схожей программы горизонтального налогового мониторинга (enhanced relationship), которую с успехом стали применять многие государства.

Идея о допуске проверяющих органов к бухгалтерской отчетности в мировой практике имела веские основания. Ощутимый вклад в осознание этого внесли скандалы о подлоге документов в 2000-х. Такие инциденты имели место с ТНК Ahold, Enron, WorldCom.

Первая тройка стран, перешедших на горизонтальный мониторинг:

  • Нидерланды;
  • Ирландия;
  • Соединенные Штаты Америки.

Позднее к ним присоединилось еще 24 государства – члена ОЭСР (Великобритания, Австралия, Швеция, Франция, Израиль, Германия, Южная Корея и др.).

За счет снижения критериев для перехода на новый режим взаимодействия возможность его использования появилась, в том числе, у представителей среднего бизнеса России. Подробнее о том, какие преимущества дает применение системы налогового мониторинга, и каков порядок ее работы, рассказывается далее.

Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
По информации от представителей ФНС, в разработке находится законопроект, предусматривающий снижение критериев еще на 20%, таким образом новые пороги входа в режим будут установлены на уровне:
  • 80 млн руб. - сумма уплаченных налогов за предшествующий год;
  • 800 млн руб. - величина активов;
  • 800 млн руб. - выручка за предшествующий год.
Как мы видим, налоговый мониторинг становится доступнее для среднего бизнеса, что полностью соответствует амбициозным планам ФНС по расширению режима.

Налоговый мониторинг в России

Налоговый мониторинг (НМ) – это форма контроля за полнотой исполнения всех обязательств компании перед бюджетом РФ, альтернативный вариант схемы надзора за предприятиями. Данное понятие – значимая попытка повышения эффективности фискальной системы РФ, направленная на повышение прозрачности экономики и усовершенствование порядка взаимодействия бизнеса и государства на основе взаимного доверия сторон. В ее основе – цифровизация документооборота между предприятиями и исполнительными госорганами, дополненное таким инструментом как расширенное информационное взаимодействие.

В рамках налогового мониторинга ФНС получает возможность  в онлайн-режиме контролировать деятельность налогоплательщиков, взамен налогоплательщики освобождаются от камеральных проверок, а период, открытый для контроля в рамках выездных проверок, сокращается до 1 года и 9 месяцев с даты начала проверки. В рамках реализации данного подхода с перед участниками ставится задача наладить информационное взаимодействие с налоговым органом на основе прямого доступа инспектора к учетной системе организации или посредством витрины данных.

Предложенный алгоритм взаимодействия с налоговиками направлена на решение следующих функций:

  • информационная;
  • аналитическая;
  • модераторская;
  • контрольная.

Ключевые принципы работы обновленной системы онлайн-контроля в Российской Федерации:

  • законность;
  • добровольность;
  • срочность;
  • открытость;
  • экспертность (при обнаружении факторов риска в адрес компании направляется уведомление в форме «мотивационного мнения»);
  • объективность;
  • конфиденциальность (внутренние сведения фирмы не должны становиться известны третьим лицам);
  • ненаказуемость (цель сверки – найти и помочь исправить ошибки, а не наложить штраф).

Первоисточником информации о налоговом мониторинге является Налоговый Кодекс РФ, в частности, Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ

Решение о переходе на новую программу и выборе способа обмена информацией принимает глава компании, он же определяет формат представления данных (прямой доступ в учетную систему или витрина данных) и способ интеграции с информационными системами ФНС (посредством интеграции с АИС Налог-3 или по телекоммуникационным каналам связи (второй способ действует лишь до 2026-го). Наиболее распространенным вариантом взаимодействия считается создание витрины данных, сущность которого заключается в предоставлении проверяющему ограниченного доступа к учетным данным путем их дублирования в специально созданную систему, предназначенную исключительно для целей взаимодействия с ФНС.  В настоящее время ведется активная работа по переходу на информационное взаимодействие путем интеграции с АС Налог-3, налогоплательщики находятся в процессе реализации и тестирования методов взаимодействия.

Раймонд Иссако
Раймонд Иссако
Директор продукта НОТА ВИЗОР
У налогового мониторинга в России свой уникальный путь: он развивается намного динамичнее, чем, допустим, в европейских государствах. Перемены в отрасли происходят стабильно 2-3 раз в год. Например, снижаются критерии оценки, изменяются или появляются новые сценарии взаимодействия с налогоплательщиками.
Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Срок использования ТКС в качестве способа взаимодействия с налоговым органом в рамках налогового мониторинга продлен до 2026 года - эти поправки уже внесены в Федеральный закон от 29.12.2020 N 470-ФЗ и в ближайшее время мы ожидаем соответствующих корректировок в нормативно-правовые акты ФНС России, регулирующие правила интеграции с АИС Налог-3.

Интересно отметить, что на сайте ФНС появился новый раздел со сроками реализации сервисов по налоговому мониторингу, согласно которому срок реализации налогоплательщиками для каждого из методов информационного взаимодействия установлен как 02.06.2024  Вероятно, речь идет о технической реализации решения действующими участниками налогового мониторинга, что не исключает возможности тестирования методов до 2026 года. При этом мы не исключаем появления новых методов после 02.06.2024. Надеемся в скором времени увидеть дополнительные разъяснения по данному вопросу от представителей ФНС России.

Методология, применяемая при осуществлении надзора в налоговом мониторинге:

  • арифметической подсчет данных документации;
  • проверка соответствия форм отчетности установленным требованиям;
  • проведение экономического анализа;
  • юридическая оценка действий компании.

Проверяющий вправе требовать у налогоплательщика определенный пакет документов. Их перечень утвержден в Справочнике видов документов (СПВДОК) приказом ФНС от 24.03.2023 г. Контролеры вправе проводить экспертизу по трем направлениям – риски снижения бюджетных поступлений, налогооблагаемые доходы, эффективность использования государственных субсидий и прочих мер поддержки.

Раймонд Иссако
Раймонд Иссако
Директор продукта НОТА ВИЗОР
В рамках взаимодействия с АИС “Налог-3” ФНС ввел справочник SPVDOC, который содержит в себе коды документов. Таким образом ведомство решает задачу классификации всех первичных учётных документов (ПУД), упрощает получение доступа к ним, повышает скорость передачи данных. Сейчас бизнес активно внедряет данный справочник, который есть в том числе в некоторых российских ИТ-решениях, например, НОТА ВИЗОР.

Преимущества и недостатки НМ

Компании, которые выбрали вид налогового контроля в форме налогового мониторинга, столкнуться не только с его выгодами. Его применение связано и с некоторыми подводными камнями. Все преимущества и недостатки онлайн-взаимодействия с проверяющими органами приведены в таблице.

ПреимуществаНедостатки
Повышенный рейтинг доверия со стороны партнеров и государственных органовПовышенные требования к внутриорганизационной системе контроля
Освобождение предприятия от камеральных налоговых проверок и ограничение периода, доступного для выездных проверок.Риски утечки конфиденциальной информации компании
Сторонний взгляд на финансовую отчетность – эффективный способ обнаружения ошибок с возможностью избежания штрафных санкцийПостоянное нахождение под контролем налоговика и, как следствие, обеспечение полной прозрачности отчетности
Консультации по поводу правильности исчисления и уплаты бюджетных платежей и сборов во внебюджетные фондыВысокие требования к скорости подготовки и качеству данных
Оперативное закрытие отчетных периодовДополнительные финансовые и трудовые затраты на доработку ИТ-системы предприятия
Сокращение документов по обязательной отчетностиРиск роста обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды

Многие предприятия за прошедшие годы успели оценить эффективность и актуальность нового вида взаимодействия с надзорными органами. По данным ФНС в 2023-м обновленная система контроля будет проводится в отношении 445 предприятий из 18 отраслей экономики. Динамика перехода на НМ приведена на рисунке.

Что такое налоговый мониторинг: цели, задачи новой формы налогового контроля, что является результатом, за какой период проводится, когда возможно досрочное прекращение

Положительная динамика свидетельствует о том, что предприятия позитивно оценивают все преимущества оперативной коммуникации с органами ФНС. По прогнозам перейти на новый вид взаимодействия с налоговиками в 2024-м планируют еще 95 компаний.

За какой период и в какой срок проводится НМ

Установленная законом продолжительность периода, за который проводится налоговый мониторинг, составляет один год (с 1 января по последний день декабря включительно). При этом возможность проверки отчетности за этот период у налогового органа сохранится еще 9 месяцев после окончания года, до 1 октября следующего года.

Рассмотрению подлежит отчетность за год, предшествующий году проверки. Законом допускается продление стандартных сроков проведения процедуры. Конечное решение об изменении дедлайна принадлежит руководителю проверяющего органа.

Пример ситуации. Компания в июне 2023 года отправила заявку в ФНС на переход к НМ, а уже 1 сентября получила согласование на его проведение за 2024 год. В этом случае процедура должна завершиться до 1 октября 2025 года.

Для справки! По отзывам тех, кто уже перешел на НМ, чаще всего изучению подвергаются накладные, счета-фактуры, договора, акты, отчеты по основным средствам и пр.

Компания в любой момент вправе отказаться от данной схемы надзора. Однако переход на прежний формат работы станет возможен только в следующем отчетном периоде. Для этого фирма должна направить заявление об отказе от налогового мониторинга в уполномоченный орган (срок подачи – до 1 декабря текущего года).

Важно! Если организация не подает заявку на прекращение НМ в установленные сроки, режим автоматически пролонгируется на следующий период.

Пример ситуации. Компания в виде эксперимента решила попробовать применить на себе новую форму дистанционного взаимодействия в 2023 году. За этот период руководство пришло к выводу, что у организации не хватает ресурсов для обеспечения оперативного доступа к информационным системам. Чтобы с 2024 года отказаться от НМ, они подают соответствующую заявку в ФНС 20 ноября.

Участники налогового мониторинга

На практике участниками налогового мониторинга становятся крупнейшие предприятия России. Хотя законом предусмотрена возможность перехода в налоговый мониторинг представителей в т.ч. и среднего бизнеса, технически осуществить трансформацию и соответствовать требованиям ФНС к управлению налоговыми рисками удается далеко не всем организациям. Так, среди представителей среднего бизнеса в налоговый мониторинг перешли преимущественно дочерние предприятия крупных иностранных групп, чье качество внутренних процессов обусловлено групповыми политиками.

В пилотном проекте по запуску данного вида контроля участвовали такие крупнейшие налогоплательщики как Русгидро, Северсталь, Мобильные ТелеСистемы и др.

На заметку! На новый тип дистанционного взаимодействия с фискальными органами в РФ перешли такие компании как ПАО «Газпром», НК «Роснефть», ПАО Банк «ВТБ», государственная корпорация «Ростех», ПАО «МТС», группа «Лукойл», «НОВАТЭК», холдинг «РЖД», ПАО «Сбербанк», авиакомпания «Аэрофлот» и др. Традиционно в круг участников проекта вошли организации, работающие в металлургии, добывающей промышленности, банковской и телекоммуникационной сферах, IT, строительстве, торговле и др. областях.

Потенциальные участники налогового мониторинга должны соответствовать определенным требованиям по объему активов, выручке и уплачиваемым налогам. Их перечень установлен законодательно и прописан в НК РФ. В отношении некоторых предприятий установлено обязательное участие в НМ, даже если они не соответствуют нормативным условиям. Это касается компаний, заключивших СЗПК (соглашение о защите и поощрении капиталовложений).

Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Инвесторы, использующие СЗПК (а в перспективе также участники СПИК, РИП и ТОЭР) обязаны перейти на налоговый мониторинг без учета критериев, установленных для других налогоплательщиков. Переход на СЗПК возможен в течение 3 лет с даты заключения договора о мерах государственной поддержки, но на практике ФНС рекомендует не откладывать трансформацию, ведь в противном случае после перехода инспектор будет проверять архивные данные за весь период применения льгот.

Отметим, что для участников СЗПК также доступна опция возмещения части затрат на ИТ-инфраструктуру для налогового мониторинга, что немаловажно для этой категории налогоплательщиков.

Критерии участия

Для перехода в налоговой мониторинг потенциальный участник обязан соответствовать одновременно трем требованиям:

  1. Сумма уплаченных налогов (прямых и косвенных) за предшествующий мониторингу год – не менее 100 млн рублей.
  2. Выручка за предшествующий мониторингу год – от 1 млрд рублей.
  3. Величина активов компании за предшествующий год – не менее 1 млрд рублей.

Как стать участником НМ: сроки и документы

Согласно условиям положения о порядке проведения налогового мониторинга, в проект допускаются участники, подавшие заявление в инспекцию по месту юридического местонахождения организации. Форма документа стандартна и утверждена приказом ФНС, отправить его необходимо до 1 сентября. Весь алгоритм перехода отражает дорожная карта, ознакомиться с которой можно на сайте налоговика.

Раймонд Иссако
Раймонд Иссако
Директор продукта НОТА ВИЗОР
Ещё совсем недавно присоединиться к налоговому мониторингу могли крупные компании с оборотом от 3 млрд рублей, активами на 3 млрд рублей и не менее 300 млн рублей уплаченных налогов за предыдущий год. Сейчас же, согласно законопроекту, опубликованному в августе 2023 года, критерии снижены. Новые пороговые значения делают вхождение в режим еще доступнее: 80 млн рублей – сумма уплаченных налогов за предшествующий год, 800 млн рублей – величина активов, 800 млн рублей – выручка за предшествующий год.

На практике налогоплательщики сталкиваются с техническими проблемами при подаче заявлений на вступление через ТКС, однако ФНС часто идет навстречу. Более того, чтобы повысить качество взаимодействия с налогоплательщиками, ведомство проводит регулярные встречи по этим вопросам, находится в постоянном диалоге с бизнесом.
Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Наш опыт управления проектами по трансформации взаимодействия с налоговым органом показывает, что для подачи 1 сентября указанного заявления налогоплательщик должен в начале мая принять внутреннее решение о переходе и запустить процесс подготовки к трансформации, который включает первичную диагностику процессов, рисков, контрольных процедур, разработку дорожной карты, выбор технологий, описание порядка информационного взаимодействия и многое другое – все эти задачи нетипичны как для представителей финансовой, так и ИТ-функций, поэтому требуют кропотливой совместной работы.

Порядок подачи заявления о проведении НМ

Наряду с официальным запросом на переход к новому варианту взаимодействия и соответствие финансовым требованиям от участника запрашивается комплекс документов. Они необходимы проверяющим органам, чтобы удостовериться, насколько эффективно организован учет на предприятии.

К заявлению прикладывают пакет документов:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • текущая политика по учету налогов;
  • документация, регулирующая порядок внутренних проверок организации;
  • сведения о зависимых структурах.

Для стандартизации видов и формы подаваемых документов в налоговой инспекции была разработана дорожная карта. В ней отражено все, что нужно знать о переходе на предлагаемый режим.

Поданные документы на рассматривают до 1 ноября, после чего выносят решение о возможности перехода на НМ или отказе. В процессе рассмотрения заявки (до вынесения решения) претендент вправе ее отозвать.

На основании следующих обстоятельств Федеральная налоговая служба может отказать в переходе:

  • отсутствие какого-либо документа из списка обязательных;
  • несоответствие установленным финансовым показателям;
  • нарушение сроков подачи документов;
  • отсутствие эффективной системы внутреннего контроля;
  • нарушение иных нормативных требований.

Отказ в переходе не означает, что организация окончательно лишается права участия в программе. При необходимости она может повторно подать заявку в следующем отчетном периоде.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения НМ

В соответствии с порядком проведения налогового мониторинга, организации, перешедшие на новый способ взаимодействия с проверяющими органами, освобождаются от камеральных и частично выездных налоговых проверок. Однако существуют обстоятельства, при которых проведение выездной проверки возможно:

  • Проверку проводит вышестоящий налоговый орган в порядке контроля за ИФНС, проводившей мониторинг;
  • досрочное прекращение мониторинга;
  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;
  • в периоде, за который мониторинг не проводится, подана «уменьшающая» уточненка за период налогового мониторинга.

В этих случаях инспектор вправе запрашивать электронные и бумажные варианты документов по платежам, исчислению налогов, взносов по обязательному страхованию. Параллельно может потребоваться пояснение к ним, а также привлечение сторонних экспертов.

Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Важно отметить, что при неисполнении мотивированного мнения налогового органа проведение выездной проверки возможно только в отношении операций, налоговая трактовка которых отражена в мотивированном мнении. Фактически, на данный момент отсутствуют прямые способы оспаривания мотивированного мнения, поэтому налогоплательщики, которые хотят оспорить его, вынуждены идти на нарушение, проходить через выездную проверку, и уже потом оспаривать результаты выездной проверки в судебном или досудебном порядке в соответствии с общей методологией, предусмотренной НК РФ.

Что такое мотивированное мнение налогового органа

Мотивированное мнение – это данная сотрудником фискальной службы оценка правильности исчисления и полноты уплаты налогов и других обязательных платежей. ФНС направляет его при обнаружении нестыковок и противоречий. В этих случаях (в зависимости от решения контролера) от ответственных лиц требуется пояснение или устранение ошибки. На выполнение первого сотрудникам компании дается 5 рабочих дней, второго – 10.

Существует два вида мотивированного мнения:

  1. Инициированные самой организацией. Компания вправе самостоятельно запросить его в ФНС для получения оценки от компетентного лица при наличии неурегулированных вопросов по налогообложению. Срок оформления – месяц с момента регистрации запроса (при недостатке первоначальных сведений продлевается еще на месяц).
  2. Экспертное заключение, составленное компетентными лицами. Создается при обнаружении нарушений действующего законодательства. Ключевая особенность – не может быть направлено позже 3 месяцев до завершения НМ.

Примечание! По статистике большая часть мотивированных мнений составляется по инициативе налогоплательщика. Для сравнения за период 2016-2023 гг. ФНС РФ их было сформировано 154 штуки против 35, созданных по решению налоговика.

От представители крупнейших компаний России неоднократно звучали предложения о формировании единой базы с уже готовыми мнениями по разным ситуациям. Это позволило бы повысить информированность налогоплательщиков. Однако внедрение подобного инструмента в практику требует детальной проработки из-за необходимости соблюдения конфиденциальности и невозможности его использования в качестве прецедента.

Если налогоплательщик согласен с заключением, он обязан уведомить об этом проверяющего. Сделать это необходимо в течение месяца, дополнительно подтвердив устранение неточностей.

Если компания не принимает общие положения мотивированного мнения, она обязана в течение 3 дней уведомить об этом представителя контролирующего органа и запустить взаимосогласительную процедуру. Ее суть состоит в том, чтобы отстоять собственную позицию по вопросу в вышестоящем налоговом органе. Срок ее продолжительности – месяц.

Важно! Если организация доказывает отсутствие нарушения, претензия от налоговиков отзывается.

До 1 декабря все участники программы получают напоминания о наличии у них открытых вопросов. Невыполнение предписаний мотивированного мнения – основание для инициации в отношении нарушителя выездной проверки. Решение об их целесообразности принимается до 1 февраля следующего периода.

Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Мотивированные мнения – наиболее спорный институт в рамках налогового мониторинга. У налогоплательщиков есть значительные опасения, связанные с низким уровнем доверия к досудебной процедуре оспаривания и невозможностью оспаривания мотивированного мнения в судебном порядке (сейчас судебное оспаривание происходит лишь в рамках выездной налоговой проверки, что влечет финансовые риски для налогоплательщиков).

Тем не менее, из общения с опытными участниками мониторинга мы понимаем, что опасения отчасти завышены, поскольку качество мотивированного мнения во многом зависит от качества проработки входящего запроса и грамотного обоснования налогоплательщиком своей позиции в переговорном процессе. Мы полагаем, что по мере роста доверия между сторонами и наработки практики ситуация улучшится.

Как устранять нарушения, если их обнаружит налоговая

Если результаты обследования обнаружили ошибку или неточность в налоговом учете на предприятии, нельзя его оставлять без внимания, т.к. это может повлечь выездные инспекции. На их устранение организации дается от 5 до 10 рабочих дней (в зависимости от типа неточности). Лучше успеть отреагировать на вопрос за отведенное время (максимально возможный дедлайн составляет 15 суток), в противном случае проверяющий отправить официальный запрос – мотивированное мнение.

Возможны ситуации, когда сотрудники компании не могут самостоятельно решить поставленную задачу. В таких случаях целесообразно самостоятельно запросить у проверяющего мотивированное мнение эксперта по проблемному вопросу. На осуществление этого отводится срок до 1 июля, ответ поступает в течение 1 месяца после получения запроса.

Когда налоговый мониторинг могут прекратить досрочно

Процедура налогового мониторинга проводится на добровольной основе. Если налогоплательщик не желает придерживаться такой схемы контроля, он вправе отказаться от нее. Для досрочного прекращения налогового мониторинга необходимо решение проверяющих органов, подкрепленное вескими обстоятельствами:

  • нарушение регламента информационного взаимодействия, препятствующее оперативному обмену данными;
  • предоставление заведомо ложной, недостоверной информации;
  • неоднократный отказ в предоставлении документов или комментариев к ним;
  • многократное нарушение сроков предоставления информации.

Отправка уведомлений производится в электронной форме. Происходит это в течение 10 дней с момента обнаружения нарушения.

При наличии претензий к организации информационного взаимодействия с налогоплательщиком, его уведомляют об основаниях принудительного прекращения НМ. На устранение нарушений или дачу пояснений по возникшим вопросам предприятию дается 10 рабочих дней. По результатам действий компании (бездействие или устранение нарушений) проверяющие органы принимают окончательное решение о возможности продолжения налогового мониторинга.

Взаимоотношения с контрагентами: как переход на налоговый мониторинг отразится на них

Переход  на новую форму взаимодействия с фискальными органами государства является своего рода «вершиной качества» финансовой отчетности репутационным стандартом, демонстрирует добросовестность контрагента и влияет на репутацию компании в бизнес-сообществе в целом.

Тем не менее, взаимодействие с контрагентами за рамками электронного документооборота приводит к дополнительным временным затратам на стороне участника налогового мониторинга, связанным с необходимостью перевода документации в pdf-формат и дублирования данных, отправляемых контрагентом. Именно поэтому компании, перешедшие на налоговый мониторинг, часто являются драйверами цифровизации поставщиков в своих орбитах.

Юлия Орлова
Юлия Орлова
Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ
Риски, связанные с выбором недобросовестных контрагентов, которые не платят налоги – наиболее острая проблема для всех специалистов в области налогов и комплаенса. Перечень документов, запрашиваемых для контроля добросовестности, известен далеко за пределами отделов продаж.

Скоринг контрагентов – та область, которую стараются цифровизировать и контролировать в первую очередь.

В связи с этим особенно примечателен комментарий Марины Крашенинниковой, начальника управления налогового мониторинга ФНС, о том, что решение налогового органа о переходе на налоговый мониторинг заменяет целую кипу других документов, подтверждающих добросовестность контрагента.

Типовые сложности, возникающие при переводе взаимодействия с контрагентами в цифровой формат:

  • техническая организация перехода на электронный документооборот с компаньонами и клиентами;
  • разработка регламента по документообороту;
  • определение порядка сохранения бумажной первички;
  • определение оптимальных сроков перевода бумажных отчетов в цифровой формат и их загрузки в систему, а также их согласование с внутренними сроками закрытия периодов;
  • необходимость привязки каждого документа к конкретным учетным операциям и др.

Несмотря на сложность подготовительных мероприятий участие в программе позволяет существенно упростить дальнейший документооборот и соответствовать требованиям ФНС.

Примечание! Массовый перевод контрагентов на НМ в будущем позволит организовать перекрестные проверки компаний. Это позволит выявлять инциденты, связанные с утаиванием доходов.

Правовое регулирование налогового мониторинга

Общие правила, по которым работает предлагаемая государством схема дистанционного надзора, перечислены в статье 105.26 НК РФ. Именно Налоговый кодекс России является первоисточником информации о порядке функционирования механизма онлайн-взаимодействия.

Ключевые моменты онлайн-взаимодействия сторон по проверке налогоисчисления определены в следующих статьях и нормативных актах:

  • статья 105.27 – раскрывает правила подачи заявления о переходе на новую схему удаленного взаимодействия;
  • статья 105.28 – приводит иллюстрирует порядок досрочного прекращения дистанционного надзора, а также предпосылки, которые этому могут послужить;
  • ст. 105.29 НК РФ – определяет лиц, ответственных за проведение проверок, алгоритм действия сторон при выявлении несоответствий и нарушений, а также форму и перечень документов, которые налоговик вправе затребовать в ходе обследования;
  • статья 30 – устанавливает алгоритм оформления мотивированного мнения и варианты работы сторон с ним;
  • 31 – в статье указана схема запуска и работы взаимосогласительной процедуры;
  • Приказ ФНС № ЕД-7-23/476 от 11 мая 2021 г. – определяет требования к форме документов, запрашиваемых при мониторинге;
  • Приказ ФНС № ЕД-7-23/518 от 25 мая 2021 г. – рассматривает требования, которые предъявляет закон к системе внутриорганизационного контроля;
  • Федеральный закон №470 от 1 июля 2021 г. – устанавливает минимальные требования к участникам проекта.

Кроме перечисленных нормативных актов существуют и другие законы, косвенно определяющие правила, по которым работает государственная программа. К числу таковых относятся Распоряжение Правительства РФ «О концепции развития и функционирования системы НМ» (номер 381-Р от 21 февраля 2020 г.), Директивы №91-Р и др.

Прогнозы аналитиков по оценке эффективности налогового мониторинга свидетельствуют о повышении популярности новой формы контроля. Дополнительно росту его востребованности будет способствовать запланированное снижение требований к финансовым показателям участников программы. Данная мера поможет своевременно пополнять бюджет и дисциплинировать плательщиков обязательных сборов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
IaaS SaaS PaaS
Добавить комментарий

Больше новостей — на нашем Telegram-канале