Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данных

Вступление в режим налогового мониторинга представляет собой комплексное изменение порядка взаимодействия с налоговыми органами, сложный междисциплинарный проект. Для его реализации потребуется участие не только технических специалистов, но и методологов в области налогового и бухгалтерского учета, а также контрольных процедур. При этом на рынке сегодня представлены предложения от ИТ-интеграторов, методологов и подрядчиков, предлагающих полный комплекс услуг в области налогового мониторинга. Реализовать проект под ключ способна далеко не каждая из этих компаний, поэтому при выборе подрядчиков важно сопоставить компетенции и своевременно привлечь в команду недостающих специалистов. Это позволит реализовать проект максимально эффективно как с точки зрения затрат, так и с позиции управления процессом.

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данных

Специалисты ДРТ представляют вашему вниманию чек-лист по выбору подрядчиков в области налогового мониторинга, который поможет заказчикам оценить объем задач и соответствие квалификации подрядчика (или группы подрядчиков) поставленным задачам.

Для удобства прочтения мы разделили все рекомендации по степени их влияния на результат проекта:

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхпроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ;
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхпроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика;
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхцена проекта не учитывает объем задач;
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхвозможны налоговые доначисления после внедрения.

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данных

Формирование проектной команды у заказчика

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ.

Прежде всего, заказчику необходимо сформировать команду, которая будет участвовать в проекте по вступлению в режим НМ и взаимодействовать с будущим подрядчиком.

Проектная команда должна включать:

  • налоговых/финансовых специалистов, понимающих методологию проекта;
  • ИТ-специалистов, которые будут сопровождать техническую работу по проекту;
  • специалистов по внутреннему контролю (если таковой предусмотрен);
  • проектного менеджера, отвечающего за управление работой в команде (такой специалист нужен в команде даже при наличии подрядчика, но если вы не можете выделить исполнителя, подрядчик должен заранее понимать, что клиент будет ожидать от него замещения этой роли).

Выбор ИТ-специалистов, которые будут сопровождать техническую работу по проекту нужно осуществлять исходя из:

  • опыта проектирования систем. Для раннего обнаружения угроз, вызванных недостаточной компетентностью подрядчика в части проектирования систем. Позднее обнаружение проблем может привести к неготовности заказчика к информационному взаимодействию с ФНС России в требуемый срок.
  • технологического стека, на котором профилируется сотрудник. Необходимо исходить из стека технологий, на которых реализована учетная система, ЭХД и будущая витрина данных для налогового мониторинга.

В случае если руководителем проекта со стороны заказчика является ИТ-специалист, в состав проектной команды важно включить бизнес-аналитика со знанием налогового и бухгалтерского учета, или сотрудника бухгалтерии, который отвечает за постановку технических заданий на доработку учетных систем в рамках ежегодной технической поддержки.

Определение цели вступления в налоговый мониторинг

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхЦена проекта не учитывает объем задач.

Важно четко определить цель проекта по вступлению в режим налогового мониторинга, поскольку от этого зависит круг задач подрядчика.

  • Самой простой целью может быть снижение общей административной нагрузки на финансовый блок. В этом случае вы останетесь удовлетворены работой подрядчика при оказании базового объема услуг по трансформации взаимодействия.
  • Если результатом для вас является снижение размера штрафов, то подрядчик должен обладать опытом запроса и согласования мотивированного мнения ФНС России, что предполагает наличие у него компетенций в сфере налогового учета, разрешения налоговых споров и взаимодействия с ФНС.
  • Еще более комплексной задачей может быть переход на режим НМ для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Объем контрольных процедур для получателей государственной поддержки будет расширен, от подрядчика потребуются дополнительные компетенции в области методологии и взаимодействия с государственными органами (например, с Минэкономразвития России).

Приведенные выше примеры демонстрируют различия в перечне задач, реализуемых в рамках проекта. Это влияет не только на соответствие вашим ожиданиям, но и на стоимость услуг подрядчика. Если вы проводите тендер, нужно удостовериться в том, что все подрядчики предоставили ценовое предложение на одинаковый набор услуг. Только в этом случае можно сделать верный вывод о предложенных ценах.

Преимуществом подрядчика при реализации проектов для участников СЗПК может стать применение методологии возмещения затрат клиента на ИТ-инфраструктуру инвестиционного проекта.

Оценка состояния системы внутреннего контроля (СВК) заказчика

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхЦена проекта не учитывает объем задач.

Для проведения налогового мониторинга необходим контроль в области методологии налогового учета. Как правило, контрольные процедуры предусмотрены в рамках общей СВК клиента. Проект по переходу на НМ должен сопровождаться диагностикой СВК (силами заказчика или подрядчика). Если заказчик уверен в качестве работы СВК, то этот этап проекта может быть по договоренности исключен из периметра задач.

При отсутствии СВК или ее недостаточной зрелости клиент и подрядчик должны совместно принять решение об объеме внедрения контрольных процедур и выбрать подход к их организации: функциональный (на основании бизнес-процессов) или риск-ориентированный (на основании ключевых рисков и инцидентов). Подробнее о подходах к построению СВК, а также об уровне зрелости СВК в российских компаниях и тенденциях развития вы можете узнать из нашей презентации.

При необходимости доработки СВК наличие у подрядчика опыта разработки и внедрения собственного решения в этой области с учетом специфичных задач в рамках налогового мониторинга существенно повысит качество реализации проекта.

Важно понимать, что доработка СВК не входит в стандартный перечень услуг подрядчиков и будет влиять на стоимость проекта. При проведении тендера также важно удостовериться в том, что все подрядчики представили ценовые предложения на равный объем услуг.

Релевантный опыт исполнителя в области ИТ-интеграции

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика.

Участников современного рынка витрин можно разделить на поставщиков решений и интеграторов. В настоящее время существует крайне мало подрядчиков, которые способны внедрить абсолютно все виды витрин данных. Учитывая этот факт, подрядчика следует выбирать, в частности, исходя из наличия у него достаточного опыта внедрения (подтверждается благодарственными письмами по итогам реализованных проектов) или сертификатов от поставщиков витрин данных о прохождении специалистами подрядчика соответствующего обучения.

Оптимальным является вариант, когда решение о выборе витрины принимается после диагностики ИТ-процессов:

  • Если заказчик в качестве учетной системы использует конфигурацию 1С, которая позволяет легко внедрить стандартные продукты 1С по налоговому мониторингу, стоит задуматься о привлечении подрядчика, который специализируется на данных продуктах и способен внедрить решение ГНИВЦ на платформе 1С для интеграции с АИС «Налог-3».
  • Если у клиента гетерогенный (разнородный) ИТ-ландшафт и/или применяются иные ERP-системы (SAP, Oracle и другие), стоит рассматривать подрядчиков, внедряющих web-решения отечественных поставщиков, которые располагают функционалом для интеграции с АИС «Налог-3».

Не стоит забывать, что в рамках проекта в рамках реализации интеграции с информационной системой АИС «Налог-3», требуется покупка, установка и настройка разрешенных средств криптографической защиты информации (СКЗИ), а также «регистрация» СКЗИ в ФНС России, в соответствии с порядком получения доступа налоговых органов к информационным системам организации, утвержденным в Приказе ФНС России от 13.03.2023 № ЕД-7-23/163@. Зачастую данные работы в рамках проекта выполняются заказчиком ввиду необходимости назначения администратора информационной безопасности со стороны клиента. В случае, если у заказчика такие специалисты отсутствуют, задачу по настройке и обучению сотрудника клиента необходимо озвучить интегратору/ поставщику решения для дальнейшей оценки и выбора способа взаимодействия.

Релевантный опыт исполнителя в области методологии налогового учета

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхЦена проекта не учитывает объем задач.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхВозможны налоговые доначисления после внедрения.

Важно, чтобы в команде подрядчика было выделено направление в сфере налогового мониторинга, в рамках которого, помимо ИТ-специалистов, будут работать эксперты-методологи в области:

  • налогового и бухгалтерского учета (следует удостовериться, что, помимо общего понимания налоговых рисков, подрядчик понимает специфику их выявления при анализе данных учетных систем, а также контрольных процедур для их предотвращения);
  • СВК и контрольных процедур, необходимых для проведения НМ;
  • внедрения и настройки GRC-решений.

Большую роль играет наличие у подрядчика опыта разработки методологии под конкретную витрину данных, а также опыта формирования регламентов информационного взаимодействия и сопутствующих документов.

При отсутствии релевантного опыта заказчик рискует внедрить пакетное решение, в котором не будут приняты во внимание особенности учета, рисков и контрольных процедур, необходимых для предоставления ФНС качественных данных. Это может повлечь доначисление налоговых обязательств на этапе проектной эксплуатации. Обращаем внимание на тот факт, что инспекторы ФНС часто бывают не удовлетворены качеством МРиК и РИВ, в случае если поставщик услуг придерживается шаблонного принципа работы. Налоговому органу важно понимать, что эти документы были подготовлены для конкретного налогоплательщика и содержат достоверную информацию о его процессах, контрольных процедурах и рисках. ФНС имеет право отказать налогоплательщику во вступлении в режим налогового мониторинга, если предоставленные сведения оказались недостоверными. Мы рекомендуем также критично относиться к предложению поставщика услуг предоставить шаблон матрицы или шаблон РИВ для самостоятельного заполнения.

Релевантный отраслевой опыт исполнителя

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика.

Релевантный отраслевой опыт (например, в области налогового консультирования, аудита, разработки методологии СВК, операционной эффективности, автоматизации учетных процессов и т.д.) формирует у подрядчика глубокое понимание процессов и рисков участников конкретной отрасли. Это позволяет улучшить взаимопонимание проектных команд заказчика и исполнителя и в конечном итоге может сократить сроки реализации проекта.

Опыт исполнителя в выполнении масштабных проектов

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ.

Если клиент — группа компаний, то важным критерием при выборе подрядчика является наличие у него опыта выполнения проектов по тиражированию решения по вступлению в режим НМ на несколько дочерних компаний клиента с учетом требований ФНС к участникам этого процесса. Специфика учета в отдельных компаниях группы может влиять на выбор подхода к раскрытию информации. Также на практике особую сложность вызывает наличие среди участников группы компаний пользователей операционных систем, отличных от основной ERP-системы группы.

При недостаточном внимании к особенностям дочерних компаний группы проект может быть не сдан в срок или привести к возникновению налоговых рисков на этапе проектной эксплуатации.

Синхронизация данных учетных систем заказчика и web-витрины

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект будет реализован, но качество/объем выполненных задач не соответствует ожиданиям заказчика.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхвозможны налоговые доначисления после внедрения.

Если в процессе подготовки онлайн-доступа контролирующим органам заказчик сделал выбор в пользу внедрения витрин данных в виде web-решения, необходимо обратить внимание на объем услуг, предоставляемых подрядчиком. Особенно это касается реализации необходимых доработок на стороне исходных информационных систем. В частности, если при постановке задачи подчеркивается, что необходимо доработать витрины данных и их интеграционные механизмы под требования заказчика, это не гарантирует, что реализация передачи данных будет выполнена успешно. Такая формулировка требует уточнения, поскольку оставляет открытыми следующие вопросы:

  • Существуют ли в системе все данные, необходимые для полноценного наполнения витрины данных. Если нет, как эти данные будут попадать в витрину данных, и кто в рамках проекта будет ответственен за механизм обмена и передачи данных.
  • Если данных достаточно, обеспечено ли их корректное представление в исходных системах с точки зрения классификации и порядка и является ли аналитическое наполнение достаточным? В случае отрицательного ответа необходимо определить круг лиц, ответственных за дополнительное обогащение данных и/или приведение их к необходимому виду в рамках проекта.
  • И, наконец, кто будет отвечать за настройку интеграционных механизмов на стороне исходных систем?

Кроме того, совместно с подрядчиком следует определить количество интеграционных механизмов, необходимых для полноценного наполнения витрины данных, учитывая то, каким образом данные будут распределены по различным системам.

Обсуждение и утверждение ответов на поставленные вопросы позволит заказчику:

  • запланировать работу внутренних технических специалистов при их наличии или запросить уточненное предложение у подрядчика;
  • определить функциональные возможности витрины данных;
  • снизить риски возникновения дополнительных затрат в рамках проекта.

В случае, если у заказчика в учетной системе присутствуют сгруппированные проводки, например, из CRM-системы данные приходят в агрегированном виде, при этом для реализации Drill-down клиента требуется отражение дополнительных уровней (например, реестра первичных учетных документов и (или) операций), отсутствующих в учетной системе, как эти данные будут попадать в витрину данных, и кто в рамках проекта будет ответственен за механизм передачи данных.

Подготовка электронного архива к интеграции с АИС «Налог-3»

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхПроект под угрозой срыва из-за ненадлежащего качества или нарушения сроков исполнения работ.
Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхЦена проекта не учитывает объем задач.

Не все ERP-системы располагают возможностями для хранения большого объема первичных документов. Передача учетных документов в витрину данных в системах, не предназначенных для хранения документов, может привести к увеличению нагрузки на систему и ухудшению ее работоспособности. При этом возможна ручная загрузка документов в витрину данных. Однако это трудоемкий процесс, который может повлечь риски возникновения ошибок в результате влияния человеческого фактора. В отсутствие прямо предусмотренной разработчиком технологической возможности хранения документов внутри ERP-системы мы рекомендуем внедрять электронное хранилище документов (ЭХД).

В рамках проекта по переходу на НМ подрядчик должен проверить готовность ЭХД к интеграции с АИС «Налог-3» (или готовность ERP-системы к передаче документов в витрину данных) и при необходимости осуществить доработку системы (возможно, совместно с заказчиком). Для проработки данного вопроса в рамках предпроектных работ, а также в рамках проекта, нужно учитывать, что для большинства налогоплательщиков, которые не относятся к исключениям (например, СЗПК), нет необходимости в нормализации всех исторических данных, в частности актов, счетов и т.д., т.к. документы могут быть запрошены только за период налогового мониторинга, исключением могут являться документы, относящиеся к нескольким периодам, например, договоры.

Важно понимать, что задача по внедрению электронного архива зачастую не закладывается подрядчиками в стоимость проекта по вступлению в режим налогового мониторинга. При проектировании ЭХД мы рекомендуем заранее продумать его функциональность, а затем проверить, заложена ли эта услуга в коммерческое предложение. Ключевыми критериями выбора системы для ЭХД являются:

  • масштабируемая архитектура для надежного хранения десятков и сотен терабайт документов (при необходимости) в файловом архиве и интерфейс для гарантированного доступа к ним;
  • поддержка работы в гибридном формате, позволяющем загружать и хранить в ЭХД как бумажные документы в виде сканкопий, так и электронные документы, поступающие от операторов ЭДО;
  • готовые интеграционные шлюзыдоступа к учетным системам (SAP, 1C и т. д.) для настройки связи документов в ЭХД с финансовыми операциями в учетной системе;
  • доступность настройки и доработки ЭХД без ограничений.

Контакты

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхЮлия Орлова

Партнер, руководитель направления налогового мониторинга ДРТ

Департамент налогов и права

+7 (495) 787 06 00 (доб. 1720)

yorlova@delret.ru

Все новости налогового мониторинга на канале PRO. Налоговый мониторинг

Выбор подрядчика для перехода на налоговый мониторинг: кому доверить составление методологии и внедрения витрины данныхАндрей Сотников

Партнер

Департамент управленческого консультирования

+7 (495) 787 06 00 (доб. 5460)

asotnikov@delret.ru

Все новости налогового мониторинга на канале PRO. Налоговый мониторинг

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
IaaS SaaS PaaS
Добавить комментарий

Больше новостей — на нашем Telegram-канале