Организация системы внутреннего контроля (СВК) и рисков предприятия (GRC) в налоговом мониторинге

Внутренним контролем называется процесс, которым занимается орган управления предприятием или организацией или сотрудники, обладающие соответствующими делегированными полномочиями. СВК при налоговом мониторинге (далее – НМ) – это – комплекс процедур и методов, разработанный и внедренный для соблюдения требований актуального законодательства в этой области.

Что такое СВК

Переход к режиму, основанному на принципах доверия, прозрачности, активного сотрудничества предоставляет обеим сторонам процесса прерогативы, которые сложно переоценить. Компании могут не готовить множество документов отчетности по налогам, сократить расходы на ведение документооборота и не заниматься подготовкой к многочисленным проверкам от надзорных органов, налоговая служба, постоянно отслеживая происходящие процессы, может не заниматься поисками нарушений НК.

СВК должна функционировать на постоянной основе, охватывая все уровни контроля, и отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности предприятия
СВК должна функционировать на постоянной основе, охватывая все уровни контроля, и отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Под аббревиатурой СВК скрывается построение с четко обозначенной архитектоникой, подпадающее в своем определении под совокупность признаков и ряд постоянных действий:

  • разработанная в определенной организации для соблюдения норм законодательства;
  • направленная на создание защищенности активов и конфиденциальных сведений;
  • ориентированная на профессиональную подачу бухгалтерских сведений, достоверной финансовой отчетности;
  • предназначенная для выявления допущенных ошибок, непреднамеренных, но имеющих место в учетных записях или внутренней деятельности.

Цель создания СВК актуальна только на период присоединения компании к налоговому мониторингу. Более 30 стран мира внедрили эту удобную систему, не осталась в стороне и Россия, у которой постоянно происходят трансформации в законодательстве по налогообложению, с целью усовершенствования существующих правил и облегчения процесса внесения обременения.

Система внутреннего контроля осуществляется согласно приказу ФНС от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518@
Система внутреннего контроля осуществляется согласно приказу ФНС от 25.05.2021 года № ЕД-7-23/518@

Требования к организации системы внутреннего контроля при проведении налогового мониторинга

В РФ режим НМ работает с 2015: крупные налогоплательщики получили возможность заменить стандартные проверки от надзорного органа на удаленный доступ к учетным данным. Поскольку это был пилотный проект, были выставлены ограничения и лимиты, которые стали главными условиями участия в пилотной программе. Кроме объема налогов (300 млн. руб.), суммы доходов и активов (3 млрд в нацвалюте), базовым стало наличие СВК, выстроенной в соответствии с требованиями ФНС РФ.В числе преимуществ такого перехода, указывалась возможность построения внутреннего контроля в организации для проверки и развития собственной системы ВК.

Переход на режим налогового мониторингаПереход на режим налогового мониторинга

НМ – это ряд последовательных действий по приведению работы в соответствие с условиями льготного режима: учет рисков, контрольных процедур и ежеквартальные отчеты в ФНС. Важный этап – разработка Положения о СВК. В нем должны найти отражение все важные моменты:

  • определение поставленных перед системой задач, цели, которых намерены достигнуть;
  • применяемые принципы контролирования и компоненты, которые используются;
  • составленный перечень участников, определение роли каждого из включенных в список;
  • последовательность поэтапного контролирования;
  • перечень рисков и проведения процедур по их исключению из повседневной реальности;
  • перманентное оценивание эффективности внедренной системы.
Согласно ФЗ от 01.05.2016 N 130-ФЗ, периодом проведения налогового мониторинга установлен календарный год
Согласно ФЗ от 01.05.2016 N 130-ФЗ, периодом проведения налогового мониторинга установлен календарный год

Для пионеров, соответствовавших требованиям и принявшим решение о присоединении к налоговому мониторингу, это был процесс новый и слабо изученный на практике. Поэтому в положение о СВК было рекомендовано включить раздел терминов и определений, чтобы не возникало неясностей и разночтений. На протяжении нескольких лет происходит постепенное снижение требований к потенциальным участникам. Это позволило некоторым компаниям, намеревавшимся присоединиться к НМ, но не получавшим права на это из-за ограничений в сумме налогов, активов и совокупной прибыли, присоединиться к удобной системе.

Требования к организации СВК регламентированы приказом ФНС РФ от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ и будут стандартизированы для автоматической обработки
Требования к организации СВК регламентированы приказом ФНС РФ от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ и будут стандартизированы для автоматической обработки

Чтобы плодотворно работать над усовершенствованием и расширением круга участников, ФНС не только уменьшила базовые критерии отбора, но и утвердила требования к организации СВК и образцы отчетных документов.

Как изменились требования к СВК после 2021 года

Цель разработки, утверждения и внедрения в повседневную практику Приказа ФНС – приведение системы, необходимой для НМ, к единому стандарту. Это – не стремление к тоталитаризации и шаблонам, а облегчение совместной работы двух сторон:

  • сотрудники налоговой смогут автоматически обрабатывать полученную информацию (экономия затраченного трудового времени и кадровых ресурсов);
  • расширяется сфера применения риск-ориентированного подхода в НМ;
  • раскрываемые в процессе мониторинга данные становятся более конкретизированными и позволяют проводить анализ рисков на научной основе, для снижения вероятности и своевременного предотвращения.
Доверие государственного органа к участнику системы позволит активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге
Доверие государственного органа к участнику системы позволит активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге

Еще недавно выявление рисков организации осуществлялось исключительно по итогам проверочных мероприятий: сейчас, идентифицируемые в целях налогового мониторинга, они определяются по коду ОКВЭД, норме НК и конкретной операции, запланированной с контрагентом в проводимой сделке. Появились обновленные виды, сведения по документам стали более стандартизированными, по электронке можно отправлять информацию о СВК, и рисках, по контрольным мероприятиям, выполнению и оценкам, мерах, предпринятых для ее усовершенствования.

Специалистам, занятым составлением таблиц, рекомендовано изучить внесенные поправки: необходимость информирования о договорах, операциях и документах, успешно прошедших проверку.

Принятие решения о налоговом мониторинге принимается госорганом до 1 ноября года, когда подано заявление, согласно статье 105.27 НК РФ
Принятие решения о налоговом мониторинге принимается госорганом до 1 ноября года, когда подано заявление, согласно статье 105.27 НК РФ

Чем руководствоваться при организации СВК

В Налоговый кодекс (ст. 105.26, п. 7, в декабре 2020 были внесены изменения, путем принятия специального ФЗ №470. И уже с августа 2021 организация, принимающая участие в НМ, должна руководствоваться Приказом ФНС России от 11.05.2021. На профильных сайтах с разъяснениями он упоминается, как приказ № ЕД-7-23/518.

Налоговый мониторинг. Новые возможностиНалоговый мониторинг. Новые возможности

Внимательное изучение этого нормативного документа обнаруживает закрепление следующих положений и правил:

  • требования к созданию в организации СВК;
  • образцы документов, которые надлежит отправлять в ФНС;
  • возможность автоматической обработки налоговиками поданных сведений, что значительно облегчит стандартизацию в указанном направлении, минимизирует затраты на применение в НМ риск-ориентированного подхода.

После опубликования Приказав, разработанного профильным департаментом, в СМИ и на профильных сайтах была размещена информация о его выходе, с подробными разъяснениями по проведенным трансформациям и характере новшеств, внесенных в положение о СВК.

Базовые принципы для создания эффективной системы внутреннего контроля
Базовые принципы для создания эффективной системы внутреннего контроля

Какие бывают налоговые риски: терминология

В разделе термины и определения, включенном в положение об организации Службы ВК, непременно должно быть не только упоминание термина, но и разъяснение его содержания. Под терминологическим словосочетанием налоговый риск, понимают вероятность наступления неприятного события. В результате некорректное решение по налогообложению приведет компанию к финансовым, репутационным потерям или даже уголовной ответственности. Поскольку ситуация с нарушениями может быть самой разной направленности, классификации, отражающей все неприятные последствия, пока не разработано. Выделяются:

  • занижение или завышение доходов или налоговой базы;
  • применение льготы по налогообложению без должных на то оснований;
  • возможность потерять собственные ресурсы или не получить своевременные поставки, кредита;
  • утратить в деловом мире хорошую, заработанную годами репутацию.

В классификации могут учитываться вид налогообложению, направление или одна из категорий. В терминологии есть определения контрольной процедуры (для минимизации), инцидент, как реализация негативной ситуации, реакция на него (действия по выправлению) м мероприятия. Под последним термином может подразумеваться и контрольная процедура и реакция на случившееся.

Налоговые риски могут быть прямые или косвенные, финансовые или нефинансовые
Налоговые риски могут быть прямые или косвенные, финансовые или нефинансовые

Регламентированная отчетность по рискам

В практическом применении подсистемы «Управление рисками» есть три варианта программного продукта. Два из них размещаются в разделе корпоративных налогов, а форма 1С: НМ – в разделе налоговый мониторинг. Все три варианта находятся в полном соответствии с требованиями вышеупомянутого Приказа, своевременное заполнение и подача позволяют выполнять требования, подавать отчеты, вести учет и анализировать полученную информацию.

К основным процессам управления рисками относят:

  • регистрацию;
  • планирование контрольных процедур;
  • фиксацию инцидентов и реакции на произошедшее;
  • проведение анализа полученных данных;
  • отправку отчетности.

Проводить учет в бюджетных организациях можно с применением соответствующих справочников: они едины и для бизнес-рисков, и для неприятных инцидентов в НМ.

Программой реализована возможность избирательного подхода в системе, когда инспектор имеет доступ к учетной базе или только к ее копии (пользователь может ограничить набор представленных документов)
Программой реализована возможность избирательного подхода в системе, когда инспектор имеет доступ к учетной базе или только к ее копии (пользователь может ограничить набор представленных документов)

Периодичность и срок сдачи отчетности

В приказе, разработанном и принятом ФНС в августе 2021, есть п.18.3, в котором установлены сроки подачи документов по системе внутреннего контроля:

  • календарный год, за который проводится налоговый мониторинг: ежеквартально, после первого дня месяца и не позднее первого числа второго месяца конкретного квартала (риски по НМ)
  • по отдельным сделкам и операциям – на вышеописанных условиях;
  • контрольные процедуры – вместе с подачей заявления на вступление в НМ;
  • о выполнении контрольных процедур за прошедший квартал – до первого числа второго месяца наступившего временного периода.

Приказ можно найти на страницах интернет-сервисов, чтобы ознакомиться с этим и другими пунктами.

Срок сдачи документов и информирования в рамках СВК установлен пунктом 18.3 Приказа ФНС РФ № ЕД-7-23/518@
Срок сдачи документов и информирования в рамках СВК установлен пунктом 18.3 Приказа ФНС РФ № ЕД-7-23/518@

На профильных порталах всегда размещаются напоминания о необходимости подачи информации о СВК компании при намерении вступить в НМ и заполнении заявления, а затем ежегодно, не позднее месяца со дня получения одобрения на присоединение к этой системе.

Что мониторят налоговики

Несомненная важность работы системы говорит о необходимости функционирования на всех этапах: до начала, в ходе и после окончания бизнес-операции. Придется тщательно следить за обычными, повседневными процессами и за выходящими из-под этого определения:

  • бизнес-операциями, как фактами хозяйствования;
  • правильностью и своевременностью начислений;
  • уплатой положенных налогов, сборов и взносов;
  • занижением и завышением убытков;
  • правомерности льгот и вычетов;
  • применения НС (например, НДС) тарифов;
  • своевременность подачи документов и пр.

Ничего сверхъестественного, у каждого налогоплательщика   есть обязанности по обременению и заполнению. документации (тех же налоговых деклараций), и эта форма надзора – не исключение.

Налоговый мониторинг: преимущества и недостаткиНалоговый мониторинг: преимущества и недостатки

Оценка рисков и мотивированное мнение налоговой

Любой участник налогового процесса может подать запрос на мотивированное мнение, но этот важный инструмент доступен только участвующим в налоговом мониторинге. ФНС, высказывая свою позицию, не дает советов, требующих обдумывания: рекомендацию придется исполнить. Компания может выразить несогласие с мотивированным мнением, но придется искать средства для урегулирования вопроса. А если следовать рекомендациям пост фактум, это не освободит от ответственности. Однако освобождение возможно, если организация, запрашивая мотивированное мнение, предоставила в распоряжение налоговиков полную и достоверную информацию.

Налоговый орган по своей инициативе может составить мотивированное мнение, если по результатам НМ установлен факт неправильного исчисления обязательных платежей (№ 243-ФЗ от 03.07.2016)
Налоговый орган по своей инициативе может составить мотивированное мнение, если по результатам НМ установлен факт неправильного исчисления обязательных платежей (№ 243-ФЗ от 03.07.2016)

Организация внутренней системы налогового контроля входит в обязанности компании, присоединившейся к НМ и до момента, пока она не приняла решения о выходе и не вознамерилась вернуться к традиционному режиму взаимодействия с налоговой.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Поделиться с друзьями
IaaS SaaS PaaS
Добавить комментарий

Больше новостей — на нашем Telegram-канале