25 марта в Москве прошла конференция FINNEXT, собравшая более 600 специалистов отрасли FinTech. Его спикерами выступили 40+ руководителей организаций из финансовой и смежных отраслей.
Тренды на рынке FinTech
Олег Комлик, вице-президент банка Дом.рф, обозначил три ключевых тренда, которые будут определять развитие финтеха в ближайшее время:
- Во-первых, это скоринг через платформу Госуслуг, который позволит значительно упростить процесс оценки кредитоспособности клиентов благодаря доступу к государственным данным.
- Во-вторых, Госключ — система цифровой подписи, обеспечивающая безопасность и легитимность финансовых операций в онлайн-пространстве.
- Наконец, API-интерфейсы станут важным инструментом интеграции различных финансовых сервисов, позволяя банкам и другим участникам рынка быстро адаптироваться к изменениям и предлагать клиентам инновационные решения.
Герман Греф, Председатель правления Сбера: экономический эффект от ИИ в 2023 году превысил 350 млрд руб
Сергей Рябов, директор по AI-трансформации Сбербанка, также выделил несколько ключевых трендов, которые будут формировать будущее финансового сектора и IT-индустрии:
- Одним из важнейших направлений является использование искусственного интеллекта (ИИ), который становится основой для автоматизации процессов, повышения эффективности работы и улучшения качества обслуживания клиентов.
- Платформенный подход и создание экосистем играют важную роль, предоставляя пользователям комплексные решения, объединяющие различные сервисы и продукты.
- Кроме того, Рябов отметил важность облачных технологий, позволяющих компаниям гибко масштабировать ресурсы и снижать затраты на инфраструктуру.
- Биометрические системы становятся всё более востребованными для обеспечения безопасности и удобства пользователей, заменяя традиционные методы аутентификации.
- В условиях роста киберугроз особое внимание уделяется информационной безопасности, чтобы защитить данные и обеспечить надёжную работу всех цифровых платформ.
Всё больше внимания требуют вызовы, связанные с появлением цифрового рубля
По мнению Александра Глазкова, генерального директора, члена совета директоров «Диасофт», основная цель всех новых технологических стандартов ИТ-индустрии — сокращение time-to-market. Важную роль в этой задаче играют такие процессы, как генерация и реиспользуемость кода, ведь если на создание нового кода будет уходить не более 10–20% времени, откроются новые возможности для повышения эффективности.
Применение генеративного ИИ в ФинТехе
Павел Семенов, CEO банка «Хайс», отметил, что для небольших банков в приоритете должно быть не развитие ИИ само по себе — фундаментом бизнеса и драйвером разработки новых продуктов являются инженеры. «Это люди, которые не только умеют писать коды, но и знают нюансы бизнеса, умеют работать в эффективной и компактной команде. Мы не можем себе позволить армию разработчиков, более того, такая армия не является гарантией быстрого вывода новых продуктов. Поэтому мы выращиваем инженеров, которые могут использовать и ИИ, и любые технологические платформы», — рассказал спикер.

По мнению Алексея Каширина, директора Центра продвинутой аналитики Альфа-Банка, для того чтобы полноценно подготовиться к использованию ИИ, компании необходимы не только технологические, но и культурологические изменения.
Я считаю, что сейчас ИИ — абсолют современного цифрового мира, и любой новый продукт обязан его использовать. В противном случае теряется часть потенциала. Мы сейчас во все подразделения банка ввели новую роль — AI-product. Это люди, которые живут бизнесом, но при этом обладают очень крутым техническим бэкграундом, знают математику, data science, понимают искусственный интеллект, — отметил Алексей Каширин.
Как с помощью генеративного искусственного интеллекта вдохнуть жизнь в старые инструменты, рассказал директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса Александр Крайнов. В частности, он отметил пока еще не изученную возможность использовать методы, апробированные на текстовых последовательностях, на последовательностях финансовых, биографических и пр.
«Полученные в итоге данные могут нас сильно удивить», — заметил спикер. При этом он напомнил, что есть области с нулевой толерантностью к ошибкам, и предостерег от пересечения границы возможностей ИИ.
Проблемы импортозамещения
Аркадий Лобас, глава компании ФлексСофт, подчеркнул, что замена SAP в автоматизированных банковских системах (АБС) требует особого подхода. По его словам, простого аналога этому решению нет, поскольку необходимы комбинации из нескольких специализированных продуктов.
Ключевыми аспектами являются разделение горячих и холодных данных, высокий уровень информационной безопасности (ИБ) и другие важные критерии. Это подчеркивает сложность и многогранность современных банковских систем, где интеграция и согласованность различных компонентов играют решающую роль.
Николай Ульянов, руководитель блока информационных технологий МКБ, отметил, что в крупных банках на сегодняшний день замещению подлежат только высоконагруженные элементы отечественных систем и платформ. В МКБ еще с 2021 года было принято решение использовать только Open Source или отечественный стек. Один из примеров — платформа ДБО для юрлиц собственной разработки, запущенная в 2023 году. В 2025 году это решение планируется зарегистрировать в реестре отечественного ПО.
Николай Иванов, руководитель по развитию бизнеса департамента базовых технологий Т-Банка, поделился кейсом построения современной технологической платформы наблюдаемости Sage, которая позволила снизить время простоев на 95% при росте инфраструктуры в 4 раза.
Перспективы цифровизации ФинТеха
По мнению Ивана Бахмата, директора по развитию цифрового бизнеса ОТП Банка, уровень цифровизации в финансовой отрасли в целом уже настолько высок, что в части клиентского опыта очень сложно придумать что-то новое. Инновационные решения появляются чуть ли не каждый день, но немногие из них имеют практическое значение для рынка. На чем акцентироваться в такой ситуации, если ты не технологический гигант и не можешь тратить миллиарды рублей на разработки?
- Во-первых, инвестировать в правильные решения, которые могут максимально автоматизировать клиентские сервисы и обогатить их искусственным интеллектом.
- Во-вторых, повышать свою внутреннюю эффективность.
Спикер поделился интересным инсайтом: в банке сейчас проводится своего рода эксперимент с вайб-кодингом, который через полгода-год может существенно усилить команду фронт-разработчиков, дизайнеров, инженеров и помочь обойтись без расширения штата.
Дискуссия о цифровом рубле
Екатерина Фроловичева, управляющий директор «Токеник», рассказала о преимуществах ЦФА для трансграничных переводов. В их числе: расчеты в рамках ВЭД без валютных переводов в/из РФ, простой документооборот; валютный контроль расчетов в ЦФА; отсутствие привязки к конкретным спецификациям, наименованиям товаров и таможенным очисткам, которые всегда возникают при переуступке прав требования и пр., а также стелс-режим — банки видят только операции с оборотным финансовым инструментом
Высочайший уровень банковских сервисов в России
Это действительно интересный момент! В России сформировались высокие ожидания от банковских услуг, особенно когда речь идет о скорости проведения транзакций. Система быстрых платежей (СБП), внедренная Центральным банком РФ, установила новые стандарты оперативности переводов между счетами разных банков. Если в других странах переводы занимают дни, то наши клиенты ожидают, что деньги поступят практически мгновенно.
Такая требовательность клиентов стимулирует банки постоянно улучшать качество предоставляемых услуг, внедрять современные технологии и повышать эффективность внутренних процессов. В результате российские пользователи получают одни из лучших в мире условий по доступности и быстроте финансовых операций.
СБП пока проигрывает картам
Максим Митусов, независимый эксперт, W1, констатировал, что с точки зрения СБП Россия остается страной карт: если рынок переводов в СБП ежегодно растет на 31,5%, темпы роста розничных платежей через эту систему оставляют желать лучшего — около 13%. Также спикер поделился прогнозами на ближайшую пятилетку:
- во-первых, война кешбэков закончится не скоро, но в ближайшее время станет непосильной ношей для ее участников;
- во-вторых, концепция daily banking мертва, поскольку «упавшие заборы» для переводов по счетам делают ненужным выбор любимого банка, и отношение к банкам будет становиться все более утилитарным.
Еще одно интересное наблюдение — подешевевший транзакционный финтех, который теперь доступен многим, но немногие игроки из числа бигтеха, ритейлеров и маркетплейсов способны использовать его с максимальной выгодой для себя.
О мероприятии
FINNEXT — Ежегодный форум финансовых инноваций компании «Регламент» и портала о будущем финансовых и цифровых услуг FutureBanking.
Стратегический партнер FINNEXT 2025 — ОТП Банк
Специальный партнер — Информационные системы
Партнеры: BSS, ФлексСофт, Reksoft, Фитмост, Т-Банк | Sage, RNDSOFT, DIASOFT, Life Pay, Centicore Group, ТOkenique, Just AI, iSimple Lab, Dynamika, Fork-Tech, Липтсофт, Форс Дистрибуция, Современные системы, GreenData, RuBackup, Ростелеком | X.Технологии.