По всему миру услуга colocation стала достаточно распространенной. Это связано с тем, что данная альтернатива строительству, управлению корпоративным ЦОД ─ одна из самых эффективных. Планируется, что в будущем рынок, связанный с этой услугой, будет только расти.
Что такое Colocation?
Эта услуга связана с размещением клиентского оборудования в ЦОД или в Центре обработки данных, который принадлежит хостинг-провайдеру. Предполагается также подключение клиентов к высокоскоростным каналам связи. ЦОДами называют здания, где есть всё необходимое оборудование. Оно должно отвечать требованиям со стороны самих дата-центров.
Пример имеющегося оснащения:
- Несколько высокоскоростных каналов связи, поддерживающих резервирование.
- Персонал, который обслуживает всю инфраструктуру вместе с оборудованием.
- Контрольно-пропускная система, видеонаблюдение.
- Специальная схема вентилирования, включающая горячие, холодные коридоры.
- Автономные источники резервного питания.
После размещения серверов в ДЦ будет проще поддерживать функциональность сервера круглосуточно. Не составит труда выставить необходимые настройки. Tier ─ специальная категория (всего их 4). Одна из них присваивается каждому ЦОДу. Это говорит о том, насколько надежен центр по различным показателям.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Как моделировать бизнес-процессы в BPMN
Кому подойдёт?
Эта услуга сохраняет актуальность для тех, кто располагает собственным серверным оборудованием, используемым для размещения ресурсоёмких проектов. Например, когда нет возможности создать подходящие условия, чтобы оборудование было размещено в офисе.
Из чего состоит услуга?
Обычно в обслуживание входят такие действия:
- Мониторинг круглыми сутками.
- Обслуживание оборудования (например, установка дисков или их перезагрузка).
- Охрана в физическом плане.
- Поддержание интересующего климатического режима.
- Электропитание (в большинстве случаев для него используют один источник).
- Доступ к оборудованию по удалённым технологиям.
- Не только выдача ИП-адресов, но и соединение по разным каналам связи.
- Размещение оборудования в стойке дата-центров.
Есть услуги, требующие дополнительной платы. Пример: интернет с высокими скоростями или защита от DDoS атак.
Классификация
Здесь обращают внимание на Tier. По сути, это стандарт, говорящий о том, насколько надёжное используется оборудование. То же самое касается инфраструктуры.
Tier 1
Это базовый уровень безопасности, поэтому велика вероятность нарушения работы. Не важно, идёт речь о плановых или внеплановых действиях. Необязательно использовать фальшпол, ИБП или ДГУ. Если оборудование этого класса приобретают, то самые простые модели. Резерва нет, зато есть множество точек, в которых система отказывается работать.
Распространена ситуация с самопроизвольными отказами со стороны оборудования. Ошибки допускает и персонал. Почти отсутствует защита, направленная на любые действия (намеренные или случайные).
Tier 2
Иногда оборудование простаивает из-за плановых или внеплановых работ. Это может быть вызвано аварийными ситуациями. Но общее время перерывов сокращается, ведь вводят хотя бы одну резервную единицу оборудования для каждой из существующих систем. Но иногда всё же проводят профилактические работы, для реализации которых необходимо отключение оборудования. Здесь не обойтись защитных мер, которые предотвращают влияние со стороны человека.
Варианты:
- Пароизоляцией снабжаются все потолки со стенами.
- Установка глазка в каждую дверь с полным обзором.
- Стены строят на всю сторону помещений.
Несущая способность перекрытий увеличивается, как и их способность выдерживать нагрузки.
Tier 3
При третьем уровне надёжности любая плановая деятельность организуется без остановки ЦОД. Плановые работы включают:
- Техническое обслуживание по плану, в соответствии с настройками.
- Ремонт, замену компонентов.
- Избавление от лишнего, либо добавление новых деталей.
- Тестирование.
При таких обстоятельствах не стоит забывать о резервировании. Оно позволит распределить нагрузку не на том пути, где выполняют работы. Например, резервирование обязательно для блоков систем кондиционирования.
Важно, чтобы работоспособность ЦОД была полностью сохранена, в том числе при намеренных или случайных вмешательствах со стороны людей.
Обязательны:
- Защита от электромагнитного излучения.
- Отсутствие окон.
- Контроль доступа.
- Дублирующие подъездные пути.
Резервные входы тоже присутствуют, при этом несущая способность перекрытий увеличена дополнительно по сравнению с предыдущими аналогами.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: Boss.direct: обзор конструктора чат ботов для Instagram
Tier 4
ЦОД отказоустойчивой группы. Система способна выдержать даже один серьёзный отказ без последствий и критически важной нагрузки. Питание требует дублированного подвода, не обойтись без резервных систем кондиционирования.
Выстраивается полная защита от всех факторов, способных оказать негативное влияние. То же самое касается и непреодолимой силы. Сюда относят терроризм, штормы и ураганы, пожары, потопы, сейсмоявления. Второй и третий уровни принадлежат к принципиально разным категориям, связанным с проведением плановых работ.
ИНТЕРЕСНО: Рейтинг 20 лучших CMS для интернет-магазина
От чего зависит стоимость услуги
Colocation — услуга, которая требуется для любого сервера вне зависимости от первоначальных условий. Требование становится обязательным для крупных интернет-магазинов и сайтов с большой нагрузкой, для порталов коммерческой направленности. Руководителям таких проектов нужно быть готовыми к дополнительным расходам.
Стоимость размещения определяется такими показателями:
- Дополнительные услуги. (например, удалённое техническое обслуживание, установка оборудования и доступ к нему).
- Защита от DDoS-атак. Здесь чаще требуются собственные средства защиты. Но часть площадок обеспечивают услугу для каналов связи в рамках действующих тарифных планов.
- Количество IP-адресов. Базовые планы обычно включают один основной адрес вместе с несколькими техническими. При необходимости докупаются отдельные пакеты услуг. Их цена зависит от того, какую версию выбирает пользователь — IPv4 или IPv6.
- Ширина каналов связи. От этого зависит, какая будет поддерживаться скорость, сколько портов используется, каким будет объём трафика. Скидки часто выдают тем, кто оформляет заказ одновременно на несколько каналов.
- Потребляемые мощности. Например, стойку арендуют целиком и мощность рассчитывают именно на одну стойку. При использовании нескольких юнитов считают мощность только того оборудования, которое будет оставаться активным. Во время работы этот показатель может меняться. При сокращении нагрузки он снижается, при её возрастании увеличивается. При аренде юнитов поставщики сразу указывают, на какую мощность рассчитывают. Дополнительно её предлагают в отдельных пакетах услуг.
- Количество юнитов. Для их правильного определения необходимо понимать, какими видами оборудования и коммуникаций заполняются стойки. Это не только сервер, но и патч-панели к нему, кабельные Органайзеры, кабели. Дополнительные юниты нужны из-за 19-дюймового форм-фактора. Дополнительно экономят на устройствах без подведённой мощности. Тарифы провайдеров часто включают такие предложения.
- Уровень надёжности ЦОД. Здесь решение зависит от того, какой нужен уровень отказоустойчивости. Например, Tier 2 оптимален, если отказоустойчивость не играет такой роли. И если не будет существенных убытков даже от нескольких часов простоя в месяц. Tier 3 выбирают руководители, которые предъявляют максимальные требования к оборудованию.
4000 рублей в месяц ─ столько стоит один юнит в месяц при обращении за помощью к надёжным дата-центрам. Услуга включает один адрес IP, канал связи на 100 Мбит/c, 350 Вт мощности. От 85 000 рублей ежемесячно придётся платить за 5-киловаттную 42-дюймовую стойку. Цена ниже в случае с простыми дата-центрами.
Плюсы и минусы
Положительных сторон у этой услуги гораздо больше, чем отрицательных:
- Наличие дежурного инженера. Он удалённо помогает клиентам решать любые возникающие вопросы.
- Доступ к оборудованию без ограничений (не важно, физический или удалённый).
- Предоставление безлимитного трафика со стабильной скоростью (100 Мбит/с или 1 Гбит).
- Стабильные источники электропитания. Многие предполагают два независимых луча подключения.
- Полное отсутствие пыли, даже если она мелкодисперсная.
- Поддержание правильного серверного климата. Его стабильно сохраняют, чтобы оборудование продолжало комфортно работать.
Минусы тоже имеются, хотя их гораздо меньше:
- Если оборудование или компоненты неисправны, оперативный доступ к серверу может отсутствовать.
- Высокая стоимость размещения оборудования в дата-центрах высокого уровня.
Существуют нюансы, заслуживающие внимания:
- Системы удалённого доступа к серверу применяются для обеспечения нормальной работы. Это позволяет использовать функции в любых условиях. Заказчик может перезагружать сервер, проверять корректность работы операционной системы, обновлять BIOS и так далее.
- При использовании систем удалённого администрирования важно наличие отдельного подключения к интернету. Для таких целей организуется другой вид доступа. Например, приобретается дополнительный IP-сервер. Но такие варианты не всегда отличаются безопасностью, поэтому дополнительно предлагается услуга проксирования доступа. Это снижает ежемесячные расходы клиентов. Интерфейс управления сервером прячется от злоумышленников.
В большинстве случаев colocation представляют собой одноюнитовые серверы. Поэтому важно, чтобы корпусы оборудования соответствовали стандартам. Только в этом случае размещение внутри стоек в принципе возможно.
Отдельное внимание уделяют техническим требованиям к оборудованию. Оно проходит экспертную оценку перед тем, как процесс размещения завершится. Это особенно касается параметров электробезопасности, потребляемой мощности.
Системное администрирование можно осуществлять собственными силами, если у заказчика есть соответствующие навыки, либо специалисты.
Выводы
Сolocation ─ отличный выход для любого сервера. Особенно это актуально, если у компании есть только пыльные помещения, где оборудование уже начинает страдать и часто выходит из строя. Услуги профессиональных дата-центров обеспечивают стабильную и надёжную работу. Дополнительно для клиентов проводят консультации относительно того, какой дата-центр выбрать, будет ли он соответствовать потребностям заказчика и его компании в настоящее время.