Эффективное управление цепочками поставок является критическим фактором успеха в современных условиях геополитических аспектов и неопределенности, глобальной конкуренции и изменчивых рынков.
Сценарий «Возможность планирования на основе имитационного моделирования процессов цепочек поставок» охватывает ключевые аспекты планирования цепочек поставок, такие как визуальная карта производства, визуализация альтернативных маршрутов поставок, управление запасами и логистическими маршрутами.
Важным элементом является использование имитационных моделей для прогнозирования и оценки различных сценариев, что позволяет компаниям адаптироваться к изменениям в спросе, предложении и рыночных условиях.
Основная цель этого сценария – показать, как ИТ-платформа может помочь компаниям эффективно планировать и управлять цепочками поставок, снижать риски и издержки, а также улучшать обслуживание клиентов. Это повышает конкурентные преимущества, позволяет лучше реагировать на изменения и способствует устойчивому развитию бизнеса.
Что предлагают вендоры
Планирование на основе имитационного моделирования цепочек поставок было изучено на IBP-платформах Optimacros, Knowledge Space, Форсайт.
Optimacros
Платформа Optimacros предоставляет ряд возможностей для построения карт, управления запасами и логистических путей, что помогает пользователям анализировать и прогнозировать производственные и логистические процессы.
Визуальная карта производства продукции (цеха, переделы или др.) на платформе Optimacros не поддерживается напрямую. Тем не менее, отдельные карты и таблицы по производству (например, загрузка мощностей и тепловая карта загрузки производства) в целом можно строить. Все параметры и значения вводятся только в многомерных таблицах. Дополнительно можно строить группы моделей, например, «продажи и планирование производства», которые работают в связке и позволяют анализировать, прогнозировать производство и продажи. Цеха и переделы можно заносить вместе с данными в таблицы.
Визуализация альтернативных маршрутов производства платформой не поддерживается. Тем не менее, пользователи могут самостоятельно отображать альтернативные компоненты и, используя оптимизатор, рассчитывать или строить другие маршруты поставки и производства, а также анализировать загрузку мощностей. Отсутствие карты производства делает невозможной визуализацию альтернативных маршрутов.
Инструменты для решения подобных задач сейчас очень востребованы всеми компаниями в сфере производства, логистики и продаж. При этом методология расчетов, критерии оптимальности, условия и ограничения у всех разные. Это усложняет поиск и разработку универсального инструмента. Представленные на рынке программные продукты имеют свои особенности и ограничения, которые следует учитывать при выборе.
Платформа Optimacros изначально создавалась для широкого круга задач в финансовой сфере. Именно этим и определяется текущий конструктив, основанный на многомерных таблицах и справочниках.
Тем не менее, концепция моделирования в Optimacros позволяет также решать широкий круг задач в планировании спроса, производства и цепей поставок за счет широкого набора инструментов и возможности использования оптимизаторов.
Как было отмечено, сейчас платформе не хватает желаемого уровня визуализации и автоматизации. В планах — проработка расширения функционала, так необходимого клиентам.
Визуальные инструменты управления запасами на платформе Optimacros позволяют отображать данные по запасам на графиках, рисунках и картах. Управление запасами с использованием только визуализированных данных невозможно, для такого процесса необходимо обращаться к исходным данным.
Визуальные инструменты управления логистическими путями предоставляют визуально удобные карты со всеми путями поставок и возможностью уточнения информации при наведении на объекты. Но стоит помнить, что нарисовать или изобразить логистические пути, а затем автоматически перенести и трансформировать эти данные в таблицы не получится.
Визуальные инструменты управления метамоделью цепочки поставок на платформе Optimacros не поддерживаются. Заранее заготовленных инструментов нет, но их можно реализовать на основе мультикубов, диаграмм и чартов. Оптимальные расчеты для логистики можно осуществить с помощью функционала оптимизатора.
Low-code конструктор настройки визуализации цепей поставок также не поддерживается. Процесс начинается с заведения основных сущностей и формирования справочников, которые можно вносить вручную и объединять для дальнейшей работы. В каждом отображении используется своя формула, что требует определенной степени настройки и подготовки.
Knowledge Space (KS)
KS имеет богатый набор интерфейсных элементов, используя который no-code разработчик (моделист) может визуализировать карту производства. Это можно сделать, располагая и настраивая на интерфейсе набор виджетов – он используется, если карта небольшая и целиком умещается на один экран (рис. 1).
Карта, реализованная таким образом, полностью поддерживает связь значений с данными модели (в т.ч. раскраска по значению) и интерактив при клике мышью. При этом пользователю может быть показано всплывающее окно с пояснениями или произойти переход на соответствующий интерфейс.
Однако чаще всего необходимо визуализировать карты производства достаточно большого размера, которые необходимо перемещать по экрану и приближать (увеличивать), чтобы лучше понять детали взаимосвязей. Это реализуется через интерфейсный элемент Диаграмма (рис. 2).
Карта, построенная с использованием диаграммы, также полностью поддерживает связь значений с данными модели (включая раскраску по значениям) и расширенный пользовательский интерактив – реагирует на наведение и клик мышью, подсвечивает зависимости, скрывает/показывает слои информации.
Для визуализации альтернативных производственных маршрутов использует комбинация элементов управления: список маршрутов (таблица или навигатор) и карта производства (виджеты или диаграмма). Это позволяет показать пользователю альтернативные маршруты в виде списка или карты и подсветить выбранный маршрут на карте производства (рис. 3).
Для управления запасами и логистическими путями в KS есть множество инструментов. Собственно ключевые узлы (объекты) и связи между ними реализуются в объектной модели. Показатели этих объектов и связей реализуют расчетную логику (входящие остатки на начало периода, приходы на склад или постановки на маршрут, расходы со склада или разгрузка с маршрута и исходящие остатки на конец периода), в т.ч. связи между временными периодами. А для взаимодействия с пользователем применяются либо классические таблицы и списки, либо визуальные карты производства, обогащенные значениями показателей и фильтрами по сценариям и временным периодам (рис. 4).
Все выше рассмотренные возможности реализуются на 100% встроенным no-code конструктором платформы (без программирования).
Но максимальный эффект от этого инструмента проявляется при тесном взаимодействии карты с другими интерфейсными элементами: карта реагирует на фильтры (например, по сценариям, временным периода и т.п.), карта сама является инструментом фильтрации или выбора для других интерфейсных элементов (таблицы, графики и т.п.).
Этот инструмент у нас постоянно развивается, и уже сейчас конечный пользователь приложения может изменять эту карту, добавляя простые узлы и связывая их, «на лету» видеть скорректированные результаты расчетов.
В задачах на дальнейшую разработку запланировано как расширение возможностей конечного пользователя по перестраиванию карты, так и механизмы автоматического создания карт по заданной структуре объектной модели
Форсайт. Аналитическая платформа
«Форсайт. Аналитическая платформа» предоставляет частично реализованную возможность планирования на основе имитации процессов цепочек поставок (по сравнению с лучшими практиками западных вендоров).
Визуальные карты производства продукции (цеха, переделы и др.), логистических маршрутов могут быть реализованы с использованием стандартных инструментов, что позволяет просчитывать и моделировать процессы цепочек поставок с учетом ограничений в виде таблиц и создавать формы ввода для сбора и корректировки требуемых данных. Визуализация осуществляется с помощью стандартных средств функционала работы с дашбордами.
Визуализация альтернативных маршрутов для логистики и производства также реализована не в полном объеме по сравнению с лучшими практиками западных решений. Пользователи могут использовать стандартные инструменты визуализации, работы с таблицами, вычислениями и дашбордами, чтобы моделировать с учетом ограничений, оптимизировать и проводить оценку различных маршрутов в логистике и производстве.
Моделирование в системе позволяет анализировать не только конкретный процесс, но и системы производства и логистики в целом, что дает возможность проверить капиталоемкость той или иной стратегии управления. Проведение экспериментов с использованием модели избавляет от необходимости проведения экспериментов в реальной жизни и не мешает работе производства и логистических операций.
Визуальные инструменты управления запасами на платформе «Форсайт» реализованы не в полном объеме, по сравнению с лучшими практиками западных решений. Управление запасами можно осуществлять с помощью стандартных средств работы с визуализацией, работы с таблицами и дашбордами, моделями вычислений, предоставляя пользователям возможность контролировать уровень запасов.
Система позволяет решать весь спектр требуемых задач:
- качественная подготовка данных (классификаторы, нормативы, параметры, наборы данных, ограничения),
- управление моделью,
- прогнозирование и моделирование спроса,
- моделирование и расчет потребности,
- оптимизация (например: оптимальный размер заказов, уровни товарных, страховых и резервных запасов, максимизация маржи, повышение оборачиваемости запасов и оборотных средств, %поставок в срок, удовлетворение спроса, издержки хранения запасов, комбинированная стоимость товарных запасов),
- глубокий анализ (ABCDN/XYZ-анализ, оперативная аналитика по движению товарных потоков, аналитика прогнозирования, коммерческая аналитика, аналитика логистики).
Частичная реализация коснулась и визуальных инструментов управления метамоделью цепочки поставок. Пользователи могут использовать стандартные инструменты для работы с таблицами и дашбордами, чтобы управлять метамоделью цепочки поставок, проводить ее глубокий анализ.
Функционал имитационного моделирования не реализован как отдельная функция, что в ряде задач может ограничивать возможности пользователей. Однако вендор активно работает над развитием своей платформы в рамках «дорожной карты» и обеспечивает высокую скорость обновления релизов и выхода новых версий.
Заключение
У всех вендоров функционал планирования реализован с некоторыми оговорками. У Optimacros нет визуализации альтернативных маршрутов, у KS нет сводных таблиц и сложный интерфейс наложения маршрутов. В системе «Форсайт. Аналитическая платформа» визуализация ограничена, low-code конструктор отсутствует.