В 3-4 модуле (II семестр) 2023-2024 учебного года студенты 3 курса ВШБ НИУ ВШЭ (Высшей Школы Бизнеса Национального Исследовательского Университета “Высшая Школа Экономики”) по специальности “Бизнес-информатика” в рамках проектных семинаров по ИТ-консалтингу изучают основы интегрированного бизнес-планирования.
В нынешнем году практические занятия проходят на базе трех платформ:
- Knowledge Space,
- Optimacros,
- Форсайт.Аналитическая платформа.
Портал IaaSSaaSPaaS стал информационным партнером данного проекта и будет регулярно освещать ход обучения.
Краткий обзор
Программа обучения студентов 3 курса ВШБ НИУ ВШЭ предполагает не только получение теоретических знаний, но и наработку практических навыков по наиболее востребованным и перспективным в России специальностям. Для этого в программе студентов предусмотрен проектный семинар по теме “ИТ-консалтинг”.
Цель Проектных семинаров по данной теме – интеграция, углубление и развитие знаний, умений и навыков, полученных в ходе решения реальных практических задач ИТ-консалтинга.
В этом году в рамках семинара реализуются такие направления, как внедрение информационных систем, реализация проектов в области бизнес-аналитики и интеллектуального анализа данных и ряд других специальных проектов. Одним из таких направлений является реализация проектов в области интегрированного бизнес-планирования (IBP).
В рамках реализации учебных проектов по тематике IBP предусмотрено:
- знакомство с понятием интегрированного бизнес-планирования,
- знакомство с рынком IBP-платформ,
- изучение IBP-платформ трёх ведущих российских вендоров: Knowledge Space, Optimacros, Форсайт.
- выполнение практических заданий (сценариев) на IBP-платформах.
Академическим координатором проектного обучения 3 курса и тьютором направления IBP-проектов является Брускин Сергей Наумович, заместитель руководителя департамента бизнес-информатики ВШБ НИУ ВШЭ.
Программа обучения
Проектное обучение по теме “ИТ-консалтинг” проходят включают две фазы:
- Первая фаза (январь-март 2024 года) — проектный семинар, включающий в себя постановку задачи, изучение бизнес-кейса, прохождение обучающих курсов у вендоров IBP, заполнение RFI, защиту 1 фазы проекта.
- Вторая фаза (апрель-июнь 2024 года) — командный курсовой проект с выходом на модели и результаты на базе ведущих IBP-платформ, а также финальную защиту 2 фазы проекта, включающую доклад и демонстрационные примеры.
Форма проведения – решение практических задач ИТ-консалтинга в режиме бизнес-симуляции в составе проектных команд, реализующих учебные проекты на реальных кейсах.
Курсовой проект включает:
- Изучение проектов в области ИТ-консалтинга: структура, планирование, подходы к выполнению
- Выполнение предпроектного обследования: диагностика и формирование требований к ИТ-решению
- Обоснование выбора ИТ-решения: критерии, функционал, КФУ
- Проекты внедрения бизнес-приложений: разработка ИТ-решения (ИС, бизнес-аналитика, интеграция, заказные разработки)
Написание курсового проекта имеет практическую направленность и представляет собой упрощенную версию реального ИТ-проекта по теме IBP. В ходе реализации проекта студенты образуют малые проектные группы по 4–5 человек, где решают поставленные задачи.
Первая фаза проекта
Первая фаза обучения подразумевает знакомство с понятием IBP, рынком IBP-систем, прохождение обучающих курсов и изучение материалов от вендоров Knowledge Space (“Интегрированные системы управления”), Форсайт, Optimacros.
Проектная работа построена по принципу бизнес-симуляции. Для этого авторами курса был разработан бизнес-кейс на примере вымышленной организации, ИТ-потребности и бизнес-профиль которой максимально приближен к реально присутствующим на рынке заказчикам.
Курсовой проект относится к блоку дисциплин по проектной и/или исследовательской работе, обеспечивающих подготовку бакалавров Высшей школы бизнеса ВШЭ, и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами образовательных программ бакалавриата в целях получения прикладного, организационного и исследовательского опыта.
В ходе первой фазы проекта студентам предлагается выявить потребности данной организации в планировании и заполнить RFI (Request for Information, Запрос информации) — первый этап в процессе закупок, который предполагает изучение решений вендоров по списку критериев.
Отдельной задачей является изучение рынка IBP-систем на основе имеющихся в открытом доступе рейтингов и обзоров и анализом сделанных в них выводов.
Вторая фаза проекта
В рамках второй фазы обучения студентам будет предложено выполнить на учебных версиях российских IBP-платформ около 10 сценариев, среди которых:
- Функциональные возможности интеграции и работы с исходными данными
- Построение прогноза на основе массива данных
- Возможности работы с диаграммой Ганта
- Функционал управления бизнес-процессами
и другие сценарии. Результатом работ станут соответствующие приложения, разработанные на платформах Knowledge Space, Форсайт и Optimacros.
Информационная поддержка
С целью популяризации направления интегрированного бизнес-планирования и привлечения внимания заказчиков к сфере IBP портал IaaSSaaSPaaS будет регулярно освещать ход обучения студентов и публиковать полученные выводы.
Привязку к реальным задачам, выполняемым в ходе реализации IBP-проектов планируется реализовать с помощью вендоров, которые расскажут о том, как те или иные функции платформ применяются на практике, какие задачи решают и как помогают бизнесу повысить качество планирования и моделирования бизнес-процессов.