Прослеживание товаров: роль участников и требования к отчетам

В современном мире, на фоне быстрого развития технологий и увеличения объемов глобальной торговли, вопросы прослеживаемости товаров становятся все более актуальными и важными. Прослеживаемость — это не только важный инструмент в борьбе с контрафактной продукцией и защите прав потребителей, но и средство обеспечения безопасности, устойчивости и эффективности в различных отраслях экономики.

Прослеживание товаров: роль участников и требования к отчетам

В данной статье мы рассмотрим назначение, цели и принципы работы системы прослеживаемости товаров, выявим ключевых участников этой системы и рассмотрим, какие позиции попадают под законодательные нормы о прослеживаемости. Мы также рассмотрим отличия между прослеживаемостью товаров и их маркировкой, а также роль технологий в обеспечении эффективной системы прослеживаемости.

Зачем нужна прослеживаемость товаров

Помимо маркировки, система прослеживаемости представляет собой еще один механизм, позволяющий осуществлять контроль за перемещением товаров. Она действует не только внутри страны, но и между государствами, входящими в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС), такими как:

  • Армения;
  • Беларусь;
  • Киргизия;
  • Казахстан.

Целью данного международного соглашения является борьба с серым импортом, искоренение контрабанды и подделок, а также увеличение сборов по налогам и таможенным пошлинам. Национальные системы прослеживаемости дополняют уже существующие формы контроля и надзора.

Система регулируется следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон от 09.11.2020 № 371-ФЗ, внесший изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и утвердивший национальную систему отслеживания;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807, утвердившее перечень продукции, подлежащей отслеживанию;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.21 № 1108, установившее дату начала действия системы отслеживания — 8 июля 2021 года.

Таким образом, введение системы прослеживаемости позволит усилить не только налоговый и таможенный контроль, но и контроль над оборотом товаров в целом.

Как работает система прослеживаемости

При ввозе товаров, подлежащих отслеживанию, в Россию каждой партии присваивается РНПТ, или регистрационный номер партии товара. Этот номер используется для отслеживания перемещения импортных позиций ФНС. После ввоза продукции импортер получает специальный номер на всю партию, который указывается в счетах-фактурах, отгрузочных документах, отчетах об операциях и декларациях по НДС.


Если продукция ввозится из стран Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан), импортеры в течение 5 дней с даты принятия позиций на учет отправляют в налоговую уведомление о ввозе, на основании которого ФНС формирует РНПТ для каждой партии. Если товары ввозятся из других стран, импортеры самостоятельно формируют РНПТ на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.

При продаже и покупке товаров, подлежащих отслеживанию, обмен информацией с РНПТ осуществляется через электронные документы:

  • Плательщики НДС выставляют счета-фактуры.
  • Неплательщики НДС предоставляют документы отгрузки.

Ежеквартально все участники системы отчитываются в налоговую по всем операциям с отслеживаемыми товарами:

  • Плательщики НДС заполняют информацию о товарах в обновленной декларации НДС и могут дополнительно предоставлять отчеты об операциях с товарами при выбытии товаров или покупке отслеживаемых товаров у неплательщиков НДС.
  • Неплательщики НДС представляют новый отчет об операциях с отслеживаемыми товарами.

Отчетность представляется в электронном виде не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, начиная с 3-го квартала 2021 года.

Кто участники системы

Оператором системы отслеживания перемещения импортных товаров выступает ФНС России. Участниками данной системы являются импортеры, а также лица, осуществляющие продажу или покупку товаров, подлежащих отслеживанию. Это включает как индивидуальных предпринимателей, так и юридические лица.

Следует отметить, что система прослеживаемости применяется независимо от режима налогообложения участников – как организации на общей системе налогообложения (ОСНО), так и индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента.

Какие товары попадают под отслеживание

Начнем с того, что окончательный перечень товаров, которые подлежат прослеживаемости, все еще находится в стадии разработки. Пока что участники рынка руководствуются перечнем товаров, утвержденным для добровольного эксперимента при помощи Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 807.

Этот перечень включает в себя следующие категории товаров:

  • Холодильники, морозильники, а также другое оборудование для охлаждения и замораживания, включая тепловые насосы.
  • Стиральные машины.
  • Автопогрузчики с вилочным захватом, тележки с подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
  • Строительная техника, включая бульдозеры, грейдеры, планировщики, экскаваторы, погрузчики с одним ковшом, трамбовочные машины и дорожные катки.
  • Промышленные транспортные средства и тракторы, используемые на железнодорожных станциях.
  • Мониторы, проекторы и телевизоры.
  • Электронные интегральные схемы и их компоненты.
  • Детские коляски и автокресла.

Этот перечень является ориентиром для участников рынка до окончательного утверждения списка товаров, подлежащих системе прослеживаемости.

Какие отчеты сдавать за прослеживаемые товары

Отчет о прослеживаемости товаров представляется согласно Положению, утвержденному Правительством Российской Федерации № 1108, и включает следующие категории организаций:

Юридические лица и индивидуальные предприниматели:

  • Работающие на специальных режимах, за исключением тех, которые уплачивают Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и освобождены от уплаты НДС или не используют право на освобождение от данного налога;
  • Являющиеся плательщиками НДС (на общей системе налогообложения), но освобожденные от исполнения обязанностей плательщика этого налога.

В своих отчетах они должны предоставить информацию о следующих операциях:

  • Покупке (получении) и продаже (передаче) товаров, подлежащих прослеживаемости (включая сделки с участием агентов или комиссионеров);
  • Передаче (приеме) товаров, не связанных с продажей или безвозмездным получением (передачей) права собственности на товар;
  • Прекращении прослеживаемости (и ее возобновлении) в случаях, установленных соответствующим положением (п. 4 и 5 Положения, утвержденного постановлением № 1108), за исключением вывоза товара из России в другое государство, входящее в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Предприятия, являющиеся плательщиками НДС на общей системе налогообложения (не освобожденные от обязанностей по уплате данного налога), должны представить отчеты о тех операциях, которые не отражаются в налоговой декларации.


Эти операции включают в себя:

  • Покупку (прием) прослеживаемого товара (с возможным участием агента или комиссионера) у плательщиков НДС, освобожденных от обязанностей по уплате налога, а также у предприятий, работающих на специальных режимах (за исключением ЕСХН);
  • Прекращение (возобновление) процедуры прослеживаемости на основании положений, установленных в пунктах 4 и 5 Положения по постановлению № 1108, за исключением некоторых норм (подпунктов «в» — «е» пункта 4 и подпункта «б» пункта 5 Положения);
  • Продажу (передачу), покупку (получение) прослеживаемых товаров, которые не признаются объектом налогообложения НДС на основании статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (либо освобождены от обложения НДС на основании статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).

Отметим, что если информация о прослеживаемых товарах фиксируется плательщиками НДС в налоговых декларациях, представление отчетов о таких товарах не требуется, поскольку эта информация передается в ФНС через налоговую отчетность.

Плательщики НДС (не освобожденные от уплаты НДС) при реализации прослеживаемых товаров выставляют счета-фактуры (включая корректировочные), содержащие РНПТ и другую информацию о прослеживаемых товарах.

Также сведения о прослеживаемых ввозимых изделиях могут быть зафиксированы в универсальном передаточном документе (УПД), который составляется в электронном виде за исключением определенных случаев.

Чем система прослеживаемости отличается от маркировки

Различия между прослеживаемостью и маркировкой товаров:

  • Оператором прослеживаемости является ФНС России, а оператором маркировки — ЦРПТ.
  • Прослеживаемость осуществляется на уровне партии товара, в то время как каждая единица продукции подлежит маркировке.
  • Прослеживаемость включает документальный контроль с использованием регистрационного номера партии товара (РНПТ) в счетах-фактурах и УПД, в то время как маркировка применяет физическую идентификацию с помощью кода Data Matrix или RFID-метки на каждой единице продукции.
  • Группы товаров, подлежащих прослеживаемости и маркировке, не пересекаются.
  • Процесс прослеживаемости касается импортированной продукции и ее оборота на территории России, в то время как маркировка также затрагивает производство товаров.
  • Участники системы прослеживаемости обязаны предоставлять электронные отчеты и уведомления в ФНС, в то время как необходимые сведения для системы маркировки передаются из электронных УПД при их подписании.

С 1 января 2023 года планируется внедрение режима реального времени для передачи сведений по прослеживаемости в ФНС, при этом электронные документы с РНПТ будут направляться оператором ЭДО в ФНС, аналогично передаче данных при маркировке при подписании с обеих сторон.

Штрафы за нарушение правил оборота прослеживаемого товара

На данный момент в законодательстве отсутствуют «штрафные» положения, касающиеся прослеживаемых товаров (согласно письму от ФНС России от 04.10.2021 № ЕА-4-15/14005). Тем не менее, вероятность их введения весьма высока: правительство России подготовило законопроект, который предусматривает внесение существенных изменений в Кодекс административных правонарушений Российской Федерации.

В случае его принятия, начиная с 2024 года:

Не предоставление или предоставление отчета в ФНС об операциях с прослеживаемыми товарами с задержкой, а также искажение данных по реквизитам прослеживаемости (в счетах-фактурах, УПД) повлечет за собой взыскание в виде штрафа (на основании обновленных статей 15.49 и 15.50 КоАП РФ):

  • От 1000 до 30 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • От 1000 до 100 000 рублей для юридических лиц.

Искажение данных по реквизитам прослеживаемости в отчете (без своевременной корректировки) приведет к назначению штрафов в размере 1000 рублей для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (согласно статье 15.51 КоАП РФ).

Нарушение правил формирования счетов-фактур, УПД, будет также наказываться штрафами:

  • От 200 до 30 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • От 200 до 100 000 рублей для юридических лиц.

На данный момент законопроект находится на стадии оценки регулирующего воздействия. Компаниям рекомендуется своевременно подготовиться к возможному принятию штрафных норм путем внедрения современных программных решений для электронного документооборота и автоматизации бизнес-процессов.

Выводы

В заключении, система прослеживаемости ввозимых изделий играет ключевую роль в обеспечении контроля за перемещением товаров от момента их ввоза до конечного потребителя. Назначение этой системы заключается в минимизации доли незаконных товаров на рынке, а также в повышении прозрачности и эффективности торговых операций. Целью является обеспечение возможности государственных органов отслеживать каждый этап пути товаров, привнося максимальную прозрачность и защиту интересов потребителей и производителей.

Принцип работы системы прослеживаемости основан на присвоении каждой партии ввозимых изделий уникального регистрационного номера, который фиксируется и отслеживается на всех этапах продвижения ввозимых изделий по цепочке поставок. Участники системы, включая импортеров, производителей, продавцов и покупателей, обязаны соблюдать требования отчетности и обмена информацией о продукции, подлежащей прослеживаемости.

Товары, попадающие под закон о прослеживаемости, включают в себя широкий спектр продукции, начиная от холодильников и мониторов, и заканчивая детскими колясками и автокреслами. Эта система также отличается от маркировки, предоставляя документальный контроль над партиями ввозимых издений, в то время как каждая единица продукции маркируется индивидуально. Расширение системы прослеживаемости товаров является важным шагом в направлении улучшения качества и безопасности товаров на рынке, а также повышения доверия потребителей к продукции.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
IaaS SaaS PaaS
Добавить комментарий

Больше новостей — на нашем Telegram-канале