В настоящей статье рассматривается важный аспект современных таможенных процедур – эксперимент таможенного мониторинга. Этот эксперимент представляет собой значимый шаг в направлении оптимизации и совершенствования системы таможенного контроля, а также повышения прозрачности и эффективности таможенных операций.
В рамках данного исследования мы рассмотрим основные аспекты эксперимента, включая его определение, сроки запуска, участников, ключевые показатели таможенного декларирования, а также процесс его проведения и список необходимых сведений, предоставляемых участниками.
Эта статья предназначена для тех, кто интересуется современными таможенными практиками и стремится быть в курсе последних изменений и инноваций в области таможенного дела.
Что такое таможенный мониторинг
Таможенный мониторинг — это инструмент контроля, который помогает таможенным органам систематически оценивать деятельность участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), выявлять таможенные риски и предоставлять участникам ВЭД возможность самостоятельно оценить и снизить их воздействие (согласно Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года).
Федеральная таможенная служба (ФТС) России намерена установить определенные критерии, по которым будет оцениваться деятельность каждого участника ВЭД, подвергаемого таможенному мониторингу (например, изменение индекса таможенной стоимости, индекса уплаченных таможенных платежей и т. д.). При обнаружении изменений в таких критериях таможенный орган инициирует процедуру таможенного мониторинга.
Таможенный мониторинг заключается в анализе и сопоставлении информации, полученной таможенным органом из системы учета товаров через удаленный доступ, а также другой доступной информации.
Таможенный мониторинг будет применяться только к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию в соответствии с процедурой таможенного выпуска для внутреннего потребления.
Нормативные правовые акты
Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала проект приказа о запуске эксперимента, направленного на обеспечение прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В ответ Правительство РФ ответило соответствующим “Постановлением о Проведении Эксперимента по Мониторингу Таможенными Органами Сведений о Товарах”
Документ содержит следующие аспекты:
- Условия участия заинтересованных лиц в эксперименте.
- Порядок регистрации заявок от заинтересованных лиц.
- Правила предоставления документов с реквизитами товаров оператору информационной системы со стороны заинтересованных лиц.
- Структура регистрационного номера партии товаров и правила его упоминания в документах с реквизитами товаров, подлежащих прослеживаемости.
- Правила внесения информации в информационную систему.
- Порядок взаимодействия информационной системы с другими системами ФНС и ФТС.
- Правила использования веб-сервисов информационной системы.
- Правила мониторинга результатов эксперимента.
Напомним, согласно Постановлению Правительства от 25 июня 2019 года № 807, под прослеживаемость попадают следующие виды товаров:
- холодильники и морозильники для дома;
- оборудование холодильное и морозильное, а также тепловые насосы, за исключением бытового оборудования;
- автопогрузчики с вилочным захватом, другие виды погрузчиков, тягачи, используемые на платформах железнодорожных станций;
- бульдозеры, грейдеры, планировщики, дорожные катки, погрузчики фронтальные, экскаваторы, машины для добычи полезных ископаемых;
- стиральные машины для дома и для прачечных, машины для сушки одежды, оборудование для обработки текстиля;
- мониторы, проекторы, приемники телевизионные, коляски детские, металлическая мебель для офисов и общего использования, интегральные электронные схемы.
- операции купли-продажи на внутреннем рынке РФ должны сопровождаться счетами-фактурами, содержащими регистрационный номер декларации о товарах и номер товара в декларации.
Когда запустят
С начала апреля Федеральная таможенная служба (ФТС) начала реализацию пилотного проекта по внедрению системы таможенного мониторинга. Участвующие компании предоставят таможенникам доступ к своим системам учета товаров, чтобы те могли сравнивать содержащуюся там информацию с данными из таможенных деклараций. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Уведомление о добровольном участии в эксперименте могут направить в Федеральную таможенную службу уполномоченный экономический оператор или представитель промышленного кластера до конца июня 2024 года, сообщили «Российской газете» из пресс-службы ФТС. Эксперимент продлится до ноября 2024 года, и для его участников не будут проводиться проверки на месте.
Участники эксперимента
Участие в этом процессе открыто для уполномоченных экономических операторов (УЭО), так как в настоящее время только они обладают возможностью осуществлять удаленный обмен информацией с таможенными органами.
В дальнейшем планируется расширение круга участников, которые смогут воспользоваться инструментом таможенного мониторинга, по мере того, как их технологии будут развиваться (включая внедрение так называемой «Витрины данных»).
Показатели таможенного декларирования
В первом приложении к Положении о проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами явно прописано, что входит в показатели таможенного декларирования:
- Индекс таможенной стоимости. Он отражает соотношение стоимости задекларированных товаров к их весу. Если этот индекс участника эксперимента снижается более чем на 15% по сравнению с другими участниками, это может быть сигналом для таможенных органов.
- Индекс таможенных платежей. Этот показатель оценивает соотношение уплаченных таможенных пошлин и налогов к весу товаров. Если он ниже на 15% по сравнению с другими участниками, это может также привлечь внимание.
- Поставки товаров без минимизации рисков. Если есть информация о поставках товаров без применения мер по минимизации рисков, это может быть признаком проблемы.
- Доля условно выпущенных товаров. Увеличение этой доли более чем на 15% может также привлечь внимание таможенных органов.
- Доля товаров с нулевой ввозной пошлиной. Увеличение этой доли более чем на 15% также может быть сигналом для проверки.
- Поставки товаров из новых стран. Если участник эксперимента начал получать товары из стран, из которых ранее не поставлялись товары в Россию, это может быть подозрительным.
- Увеличение объемов товаров. Резкое увеличение объемов товаров по сравнению с предыдущим периодом более чем на 50% также может привлечь внимание.
- Товары с признаками запрещенных к ввозу. Увеличение объема товаров, схожих с товарами, запрещенными к ввозу, может быть признаком неправомерных действий.
- Соотношение веса нетто и брутто товаров. Если это соотношение сильно отличается от среднего значения по аналогичным товарам, это также может привлечь внимание таможенных органов.
Как будет проходить
Эксперимент будет осуществляться в три этапа для расширения области применения навигационных пломб и отслеживания различных категорий товаров в течение определенного периода времени:
- На первом этапе внимание будет сосредоточено на отслеживании санкционных и подакцизных грузов, которые перемещаются автомобильным или железнодорожным транспортом в рамках таможенных процедур транзита, экспорта и международной торговли.
- На втором этапе, который начнется через полгода после начала отслеживания на первом этапе, применение навигационных пломб будет распространено на другие категории товаров, которые также перевозятся автомобильным транспортом в рамках таможенной процедуры транзита, а также на определенные категории товаров, такие как одежда, обувь и техника, перемещаемые железнодорожным транспортом.
- На третьем этапе, который планируется начать примерно с мая 2025 года, применение навигационных пломб будет распространено на все перевозки грузов, осуществляемые железнодорожным транспортом в рамках таможенной процедуры транзита.
Перечень сведений, представляемых в ТО
В перечень сведений входит несколько групп сведений:
- о поступивших товарах
- о товарах, поступивших на хранение
- о последующих коммерческих операциях с товарами
- о входящих остатках
- об исходящих остатках
В группу сведений о поступивших товарах входят:
- Дата операции в учетной системе.
- Идентификатор для отслеживания операций (номер, код или ID).
- Факт исправлений в учетной системе (при наличии).
- Регистрационные номера документов (заявление, декларация, ордер).
- Полное наименование товара.
- Марка, модель, артикул или товарный знак.
- Номер товара в документах.
- Код по единой номенклатуре.
- Количество и единица измерения.
- Цена товара по документам.
- Вес нетто и брутто товара (при наличии).
- Фактическая цена товара в рублях.
- Буквенный код валюты.
- Стоимость перевозки и страхования (при наличии).
- Дополнительные начисления по законодательству.
- Сумма таможенных платежей.
- Дата перехода прав собственности.
- Наименование, дата и номер первичного документа.
- Сумма оплаты товара или услуг по документам.
- Наименование, дата и номер документа об оплате.
- Номера счетов бухгалтерского учета.
В категорию сведений о товарах на временном хранении входят:
- Дата хозяйственной операции в системе учета.
- Номер идентификатора (в том числе электронного), для отслеживания хозяйственных операций.
- Факт внесения исправлений о хозяйственной операции.
- Регистрационный номер заявления о выпуске.
- Полное наименование согласно данным из системы учета.
- Марка, модель, артикул или товарный знак.
- Номер товара в декларации или заявлении.
- Код товара по товарной номенклатуре.
- Количество и единица измерения.
- Цена (тариф) за единицу измерения по коммерческим документам.
- Вес нетто (кг).
- Вес брутто (кг).
- Фактическая или подлежащая уплате цена товара.
- Буквенный код валюты.
- Стоимость расходов на перевозку (рублей).
- Стоимость расходов на страхование (рублей).
- Дополнительные начисления к цене.
- Сумма уплаченных таможенных платежей.
- Дата перехода прав собственности.
- Наименование, дата и номер первичного учетного документа.
- Сумма оплаты товара или услуг.
- Наименование, дата и номер документа об оплате.
- Номера счетов бухгалтерского учета.
Сведения о последующих коммерческих операциях:
- Дата хозяйственной операции.
- Номер идентификатора (в том числе электронного), для отслеживания операций.
- Факт внесения исправлений в систему учета (при наличии).
- Регистрационные номера декларации на позиции или заявления о выпуске товара.
- Наименование товара.
- Код в соответствии с номенклатурой.
- Количество товара.
- Единица измерения в системе учета.
- Вес нетто товара.
- Цена (тариф) за единицу измерения.
- Буквенный код валюты по классификатору.
- Стоимость товара.
- Наименование, дата и номер коммерческого документа.
- Наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет покупателя.
- Наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет грузополучателя.
- Наименование, дата и номер первичного учетного документа.
- Номера счетов бухгалтерского учета по дебету и кредиту.
Сведения об остатках товаров (входящие):
- наименование;
- код в соответствии с номенклатурой;
- количество;
- единица измерения, принятая в системе учета;
- вес нетто (в кг и при наличии);
- цена (тариф) за единицу измерения;
- стоимость (в рублях);
- номер идентификатора (в том числе электронного), позволяющего отслеживать хозяйственные операции в отношении товаров (учетный номер, код либо номер ID, позволяющие обеспечить идентификацию товара и взаимосвязь первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с декларацией на товары (при наличии).
Сведения об остатках товаров (исходящие):
- дата хозяйственной операции в системе учета;
- номер идентификатора (в том числе электронного), позволяющего отслеживать хозяйственные операции в отношении товаров (учетный номер, код либо номер ID, позволяющие обеспечить идентификацию и взаимосвязь первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета с декларацией (при наличии);
- регистрационный номер заявления о выпуске продукции до подачи декларации на товары, и (или) регистрационный номер декларации, и (или) регистрационный номер таможенного приходного ордера;
- наименование;
- код в соответствии с товарной номенклатурой;
- количество;
- единица измерения, принятая в системе учета;
- вес нетто (кг) (при наличии);
- цена (тариф) за единицу измерения;
- стоимость (рублей).
Выводы
Эксперимент таможенного мониторинга представляет собой новую практику в области таможенного контроля, направленную на улучшение эффективности и прозрачности процессов таможенного декларирования. Запуск эксперимента был запланирован на определенную дату, и его основной целью является исследование и оценка возможностей использования новых методов мониторинга для повышения эффективности таможенных процедур.
В рамках эксперимента участвуют определенные участники, включая таможенные органы и лиц, осуществляющих таможенные операции. Они предоставляют определенный набор сведений, необходимых для мониторинга, включая данные о поступивших товарах, товарах на временное хранение, последующих коммерческих операциях с товарами, а также остатках товаров.
Показатели таможенного декларирования, такие как правильность оформления документов, соответствие заявленной информации фактическому содержанию груза, будут внимательно анализироваться в ходе эксперимента. Процесс проведения мониторинга будет осуществляться в соответствии с определенными методиками и алгоритмами, разработанными специалистами в области таможенного контроля.