В 2021 программа налогового мониторинга (далее – НМ), претерпела очередные трансформации и стала более доступной для желающих перейти на новую форму отчетности. Эксперты уверены, что значительные преимущества, предоставляемые системой, позволяют минимизировать риски и предотвратить негативные последствия – основная причина популярности этого нововведения, уже принятого в некоторых странах мира. Однако возможность принимать решение о переходе на налоговый мониторинг и его проведении по-прежнему могут только некоторые игроки отечественного рынка.
- Кто может перейти на налоговый мониторинг: критерии участия
- Необходимые документы для вступления в налоговый мониторинг
- Порядок перехода на налоговый мониторинг
- Подготовка к переходу
- Разработка дорожной карты
- Составление регламента информационного взаимодействия для вступления в налоговый мониторинг
- Сведения о системе внутреннего контроля
- Подача заявления о проведении налогового мониторинга
- Получение ответа от налоговой инспекции
- Практика перехода на налоговый мониторинг: оценка готовности компании
- Отказ от ручного труда и рутинных операций
- Унификация отчетности в учетных процессах
- Актуальность внутренних политик
- Ведение нормативно-справочной информации
- ЭДО и регламенты по работе с первичной документацией
- Реально ли перейти на налоговый мониторинг своими силами
- Вопросы и возможные сложности
Кто может перейти на налоговый мониторинг: критерии участия
Еще недавно круг участников был сильно ограничен, перейти на НМ могли крупные игроки, с совокупной суммой доходов в 3 млрд в отечественной валюте. ФЗ № 470, вносящий коррективы в Налоговый кодекс, значительно снизил критерии для перехода на НМ.
В настоящее время необходимо соответствие всем выставленным критериям, однако идет обсуждение возможности перехода на проведение налогового мониторинга компаниям, соответствующим одному из триады требований:
- суммарно уплаченные налоги – не менее ста млн. руб.;
- доходы (согласно бухгалтерским отчетами – от миллиарда в национальной валюте);
- активов на конец года (по официальной документации – 1 (и более) млрд руб.).
Кроме этого – разработанная система внутреннего контроля, отвечающая требованиям приказа от ФНС, подготовленная система информационного взаимодействия с надзорным органом, пакет документов и написанное заявление, установленные для перехода сроки и их непременное соблюдение.
Система внутреннего контроля (далее – СВК) – определяющий для подаваемого количества документов момент. Чем выше уровень ее организации, тем меньше следует ожидать проверок от налоговой инспекции. Два первых критерия проверяются пока по итогам 2022, состояние активов – на последний день 2020 того же года.
Необходимые документы для вступления в налоговый мониторинг
Для перехода на НМ, компанию проверяют на соответствие базовым критериям. Заявление и пакет документов следует подать не позднее 1.09.2023 (на проведение налогового мониторинга в сроки с января 2024). До этого времени уже должна быть разработана и внедрена СВК, по шаблону из СБИС составлен план-график перехода. После написания по заданной форме заявления в ФНС о проведении налогового мониторинга, к нему прилагают необходимые для процедуры документы:
- форму и регламент осуществляемого между налогоплательщиком и надзорным органом, взаимодействия;
- сведения об участниках и партнерах, чья доля не менее четверти от общего количества;
- отчетность по налогам за текущий временной период;
- порядок обустройства и работы СВК в организации – претенденте на участие в системе налогового мониторинга (внутренние документы).
Проверка на соответствие критериям, зафиксированным в видоизмененном НК, непременное состояние готовности информационной системы. Оценка состояния СВК и разработка дорожной карты на предварительном этапе, получают логичное завершение в написании заявления, к которому прилагается подтверждающая документация.
До начала последнего месяца осени принимается решение об удовлетворении просьбы или об отказе в ее выполнении. Причин для этого несколько, поэтому на предварительном этапе нужно готовиться особенно тщательно.
Порядок перехода на налоговый мониторинг
Процедура весьма условно делится на предварительный этап и основной. Но от качественности проведения первого зависит, будет ли вообще наступление второго. Период мониторинга составляет 12 месяцев – с первого и до последнего дня года, однако после его завершения 31.12. Проверка длится до 1.10 следующего за годом участия в НМ временного периода (календарного года), и у ФНС есть возможность продлить этот срок, если компания внесла уточнения.
План график по переходу на налоговый мониторинг и дорожная карта видоизменены и представлены в обновленном формате. В дополнение к приказу , где они отсутствовали, хотя и необходимы при инициации перехода, в мае 2021 вышло письмо ФНС (№ СД-4-23/7614@), где есть утвержденные формы.
Подготовка к переходу
Подробные инструкции, как перейти на налоговый мониторинг, приводятся уже на период с 2024. Подробные разъяснения опубликовали специализированные порталы. Как только прошло согласование дорожной карты (для организаций с госучастием оно проходит в центральном аппарате ФНС), можно подавать документы на вхождение в систему НМ. Так рекомендует и налоговая инспекция.
Разработка дорожной карты
До 1.07. организация должна представить дорожную карту. Если она с государственным участием – то обращение только по месту, где стоит на учете или зарегистрирован самый крупный налогоплательщик. В разработке этого документа непременно принимает участие налоговый инспектор. Дорожная карта (далее – ДК) – это подробная схема с перечислением подготовительных мероприятий и сроков их завершения. Налогоплательщик расписывает каждый шаг, который он должен сделать:
- выбор, описание и представление информационной системы;
- разработка, документы и ответственные за формирование и работу СВК;
- тестовое подключение и его настройка;
- назначение ответственных за этапы подготовки мониторинга;
- согласование в надзорных органах.
У ДК нет определенного законодательно срока представления, однако есть настоятельные рекомендации, которых лучше придерживаться. Она должна быть готова и презентована не позднее, чем за 6 мес. до подачи заявления. А у него есть законодательные ограничения по времени подачи. Дорожная карта представляется по месту учета организации или ее самого крупного налогоплательщика.
План-график необходим только зависимым организациям (дочкам), а самостоятельным не нужен.
Составление регламента информационного взаимодействия для вступления в налоговый мониторинг
РИВ при НМ – официальный документ, в котором приводится подробное описания порядка взаимодействия между организацией и ФНС. В Налоговом кодексе (ст. 105) приведены требования к содержанию Регламента:
- порядок взаимодействия и инструменты предоставления информации;
- доступ к ИС компании по актуальным темам и документам;
- отражение сведений в оговоренном порядке, данные о бухгалтерском учете и СВК.
Обновленная редакция приказа вступила в действие с 15 августа 2021. При составлении РИВ с ней можно ознакомится здесь:
Сведения о системе внутреннего контроля
СВК – непременная составляющая налогового мониторинга. Требования к ее организации и формы документов, которые нужно сдать в отделение ФНС России, оговорены в Приказе № ЕД-7-23/518, изданном в мае 2021. Необходимость его издания продиктована процессом стандартизации информации, чтобы налоговики могли обрабатывать ее в автоматическом режиме. Конкретизация сделает возможным применение риск-ориентированного подхода.
К информации об организации СВК в компании прибавились:
- риски: общие и по отдельным сделкам;
- контрольные процедуры и итоги их проведения;
- оценки уровня СВК;
- мероприятия по ее оптимизации.
Внесены изменения в таблицы данных, появилась отчетность о количестве проверенных документов, изменены и уточнены сроки отчетности.
Подача заявления о проведении налогового мониторинга
Форму, утвержденную в 2021 все еще по инерции, называют новой, но она работает уже два года и в 2023 не изменилась, как и порядок его подачи:
- срок – не позднее 31 августа;
- форма – утвержденная в 2021 (на профильных порталах доступно бесплатное скачивание);
- приложение документов – по утвержденному списку (РИВ, информация о крупных налогоплательщиках, сведения о СВК и учетной политике);
- заполнение формы (всех блоков – обязательное).
В заполненном заявлении о проведении в организации налогового мониторинга должны быть указаны все необходимые сведения, предусмотренные утвержденной формой. Оно возглавляет список документов, необходимых, чтобы запустилась процедура перехода на НМ.
Получение ответа от налоговой инспекции
В ст. 105 НК указывается, что ответ от ФНС должен быть принят до 1.11 текущего года, в случае положительного вердикта переход на НМ начинается с 1 января следующего. До начала последнего месяца осени организация имеет право отозвать свое заявление. Отказ в переходе мотивирован, можно поработать над исправлением погрешностей. Документы отправляются в электронном виде и лучше пакетом, а не в разные дни, это может быть оценено неодобрительно.
Практика перехода на налоговый мониторинг: оценка готовности компании
В ходе реализации кросс-функционального проекта происходит диагностика СВК и учетных ИС, подготовки ИТ-системы, организации электронного архива, создание витрины данных. Если привлечь интегратора с практическим опытом, он минимизирует сроки подключения и количество итераций сервисов, поможет пройти непростую подготовку и этапы контроля надзорным органом.
Отказ от ручного труда и рутинных операций
В формировании отчетности и регистров учета по налогам нередко превалирует проведение ручных операций нет единой аналитики, и автоматизация проведена неравномерно. Существуют разные варианты автоматизации. Утверждение перечня налоговых регистров поможет правильному оформлению учетной политики.
Унификация отчетности в учетных процессах
Если ведение бухгалтерского и налогового учета проводится с использованием разных учетных систем, неминуемо применение не всегда гармонирующих принципов аналитики, счетов и учетных процессов. Приглашение специалиста поможет провести консолидацию и унификацию, обеспечить комфортность взаимодействия налоговой и налогоплательщика.
Актуальность внутренних политик
Далеко не во всех компаниях они утверждены, а если и прошли закрепление в нормативных документах организации, то редко проходят актуализацию. Иногда применяемая политика противоречит Налоговому кодексу или не отвечает специфике проводимой бизнес-деятельности. Это отмечается в результате проверок, как и отсутствие методологии по значимыми показателям или учетным операциям.
В Приказе 476 изложены требования Налоговой службы, в соответствии с которыми учетную политику нужно актуализировать, а затем и утвердить.
Ведение нормативно-справочной информации
НСИ должна быть непременно унифицирована, правила ее ведения – разработаны и закреплены, а владельцы информации – определены.
Для приведения ее в соответствие с требованиями, придется пройти несколько шагов:
- унифицировать справочники;
- разработать и утвердить регламент ведения;
- установить систему, интегрированную со всеми имеющимися системами учета.
Ведение НСИ – аспект, которому уделяется пристальное внимание в ходе проверок. Это критерий, позволяющий искать поводы для мотивированного отказа в присоединении к системе НМ.
ЭДО и регламенты по работе с первичной документацией
Электронный документооборот нередко ведется людьми, не особенно озабоченными систематизацией и соблюдением регламента в работе с первичными документами, отсюда наличие существенных недочетов, выявляемых в ходе проверок:
- отсутствует единый перечень;
- нет закрытия ежемесячных периодов в бухучете;
- контролем занимается бухгалтерия, а административные аспекты в беспорядке;
- нет архива, отсутствуют системы автоматизации, рекомендованные в работе.
Как результат такого положения – отсутствии согласования, маршрутизации, архивирования и достаточной оперативности в предоставлении элементарных первичных документов.
Реально ли перейти на налоговый мониторинг своими силами
Учитывая сроки и достаточно жесткие требования к потенциальным участникам прогрессивной системы НМ, можно без малейшего сомнения утверждать, что даже при наличии выделенной команды на подготовку к проверке, справиться со всеми задачами не удастся. И дело не в том, что сотрудники компании недостаточно подготовлены или расторопны. Они не смогут самостоятельно провести оценку готовности состояния учетов и существующих рисков, доработку системы ЭДО, контроля, учета первичной документации, полностью подготовить к работе в новом режиме совместной работы налогоплательщике и территориального подразделения ФНС. Гонорар (размер) устанавливать можно мотивированный, по объему проделанной работы и затраченному времени.
Вопросы и возможные сложности
В ходе работы непременно возникнут затруднения, для разрешения которых понадобится программное обеспечение, у компаний, занятых подготовкой к переходу на НМ есть собственные наработки и практический опыт. Иногда экономия на оплате труда специалистов приводит к развитию затруднений в самых простых вопросах и формированию сложностей, там, где без них можно обойтись.
Затруднения могут возникнуть в интеграции, архивировании, обмене информации между системами и организации взаимодействия с налоговой в едином режиме.