Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Система межведомственного электронного взаимодействия, или СМЭВ, играет ключевую роль в современной цифровой трансформации Российской Федерации. Эта инновационная информационная платформа, созданная для обеспечения эффективного взаимодействия между государственными органами, организациями и гражданами, стала неотъемлемой частью государственной инфраструктуры.

В данной статье мы рассмотрим эволюцию и актуальное состояние СМЭВ, а также её важную роль в обеспечении доступности и качества государственных услуг, а также в развитии цифрового государства России.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Общие сведения

Единая система межведомственного электронного взаимодействия — это федеральная государственная информационная система, которая включает в себя различные информационные базы данных. Эти базы данных содержат информацию о программном и техническом обеспечении, которое используется разными государственными органами и организациями. Это обеспечивает возможность доступа к их информационным системам через систему взаимодействия.

Система также включает в себя информацию о программных и технических средствах, которые позволяют организовать взаимодействие между информационными системами органов и организаций. Это осуществляется с помощью технологии очередей электронных сообщений, которая позволяет программам взаимодействовать асинхронно, без необходимости установки прямой связи между ними.

Важно отметить, что эта технология гарантирует надежное получение передаваемых электронных сообщений.

Кроме того, система также сохраняет историю движения электронных сообщений внутри нее. Все это возможно благодаря специальным программным и техническим средствам, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между разными участниками.

Область применения и назначение

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) выполняет ряд важных функций:

  • Реестр подключенных сервисов. СМЭВ поддерживает реестр всех подключенных к системе сервисов.
  • Хранение протоколов. Система сохраняет протоколы обмена информацией для последующего анализа и отслеживания действий.
  • Управление процессом взаимодействия. СМЭВ осуществляет маршрутизацию запросов, мониторинг взаимодействия и протоколирование событий.
  • Обеспечение подписок на изменения. СМЭВ предоставляет сервисы для уведомления пользователей об изменениях и событиях.
  • Ведение каталога пользователей. СМЭВ поддерживает каталог пользователей сервисов, что упрощает управление доступом.
  • Управление сценариями взаимодействия. СМЭВ позволяет настраивать и управлять сценариями обмена данными между участниками.
  • Применение политик безопасности. Система обеспечивает соблюдение политик безопасности для защиты данных и информационных ресурсов.
  • Хранение метаинформации. СМЭВ хранит метаданные о подключенных сервисах для удобства управления.
  • Хранение статистической информации. СМЭВ может сохранять статистические данные о процессе взаимодействия между участниками, при необходимости.
  • Аутентификация и авторизация. Система аутентифицирует и авторизует обращения к своим сервисам, обеспечивая безопасность и контроль доступа.
  • Сбор статистики. Система собирает статистику о процессе взаимодействия для анализа и оптимизации.
  • Хранение оперативной информации. При выполнении технологических задач система сохраняет оперативную информацию.

Доступ к СМЭВ осуществляется через запрос в Федеральный ситуационный центр электронного правительства в соответствии с правилами и процедурами, опубликованными на технологическом портале СМЭВ.

Как происходит интеграция со СМЭВ

Для становления участником Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и выполняющей государственные и муниципальные функции, следует выполнить следующие шаги:

Разработка электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия

Важным первым шагом является разработка необходимых электронных сервисов и интерфейсов для взаимодействия между используемой информационной системой и СМЭВ. Это может включать в себя создание функциональности для передачи данных и выполнения определенных операций через СМЭВ. Обычно эту работу выполняют поставщики или разработчики информационных систем.

Регистрация электронного сервиса

Организация должна предоставить свой электронный сервис оператору узла СМЭВ, который является ее участником. Для этого необходимо официально обратиться к оператору узла и предоставить необходимую документацию, такую как паспорт электронного сервиса, методику испытаний и руководство пользователя электронным сервисом. Это позволит провести регистрацию сервиса и внести его в реестр электронных сервисов СМЭВ.

Обеспечение защищенного канала связи

Для обеспечения безопасности обмена данными между информационной системой и СМЭВ необходимо иметь защищенный канал связи. Это означает, что данные должны передаваться по надежному и зашифрованному каналу, чтобы обеспечить конфиденциальность и целостность информации.

Законодательная база

В рамках Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) существует важный набор нормативных актов, регулирующих организацию информационного взаимодействия органов государственной власти.

Ниже перечислены ключевые документы, определяющие принципы и требования для функционирования СМЭВ:

  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р. Этот документ утверждает сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190. В этом приказе содержатся технические требования к взаимодействию информационных систем в рамках СМЭВ.
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382. Документ регулирует присоединение информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
  • Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451. Документ регулирует инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р. Этот документ утверждает Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
  • Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184. Это постановление предусматривает меры по переходу федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме.
  • Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184. Этот приказ регулирует реализацию положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
  • Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р. Документ утверждает план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
  • Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222. Документ касается дальнейшего развития единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697. Данное постановление касается единой системы межведомственного электронного взаимодействия и устанавливает принципы ее работы.

Эти нормативные акты формируют законодательную основу для функционирования СМЭВ и регулируют процедуры взаимодействия органов государственной власти в электронной среде.

Техническая составляющая ИС

Существуют две актуальные версии СМЭВ: СМЭВ3 и СМЭВ4. Важно отметить, что СМЭВ4 не заменяет СМЭВ3, а представляет собой две разные системы с одной целью — облегчить обмен информацией между участниками.

СМЭВ3 подходит, когда главным приоритетом является гарантированная доставка информации, тогда как СМЭВ4 уделяет большее внимание скорости обмена данными.

В данной статье мы сосредоточимся на третьей версии СМЭВ, которая на данный момент остается наиболее популярной. Однако СМЭВ4 также набирает популярность, и о ней мы планируем рассказать в следующей статье.

Как происходит обмен данными

Система СМЭВ3 работает следующим образом: все сообщения в ней представляют собой XML, составленные на основе XSD-схем транспортной системы и типа сведений, и передаются через веб-сервис.

В отличие от предыдущих версий, СМЭВ3 акцентирует внимание на гарантированной доставке информации. Это означает, что система стремится обеспечить доставку сообщения любой ценой, даже при возможных технических проблемах на стороне участников обмена.

Одной из важных особенностей СМЭВ3 являются очереди. Для каждой зарегистрированной системы создаются, как минимум, две очереди: для отправки запросов и получения ответов.

Системы всех участников обязаны формировать сообщения и подписывать их сертификатами. Сообщения могут быть трех типов: send (с основной информацией), get (для опроса очередей) и ack (для подтверждения получения).

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Процесс обмена между информационными системами двух ведомств выглядит следующим образом:

  1. Инициатор отправляет запрос (SendRequest), который попадает в очередь запросов ответчика. Запрос будет храниться там, пока ответчик не получит его, но не более 14 дней. Если запрос не будет вычитан в течение этого времени, инициатор получит уведомление о том, что его запрос отправлен в архив.
  2. Ответчик опрашивает очередь (GetRequest) постоянно, и если там есть запрос, ему возвращается не пустой «конверт».
  3. Ответчик обрабатывает запрос, распарсив его и сохранив в базе данных, после чего отправляет «конверт» с подтверждением получения (AckRequest) в СМЭВ. Это дополнительный уровень обеспечения гарантированной доставки. Если СМЭВ не получит подтверждение от ответчика, то через 15 минут запрос снова вернется в очередь.
  4. Инициатор получает ответ. После того, как система ответчика подготовит «конверт» с ответом, процесс продолжается так:
  • «Конверт» попадает в очередь инициатора (SendResponse).
  • Инициатор извлекает ответ из очереди (GetResponse).
  • Инициатор отправляет подтверждение о получении (AckResponse).

Только после выполнения этих шагов считается, что обмен завершен. Конечно, в данном процессе существует еще много деталей, таких как другие типы обменов, проверки со стороны СМЭВ и различные типы сообщений, включая статусные и сообщения об ошибках. Однако, в общем, процесс обмена через СМЭВ3 описан выше.

Какие есть среды

Система СМЭВ3 предоставляет три среды для участников: разработки, тестовую и продуктивную. Давайте рассмотрим каждую из них:

  • Среда разработки. Эта среда предоставляет уникальную возможность начать работать с СМЭВ3 без необходимости иметь доступы и ожидать выполнения начальных шагов. Здесь можно создать демонстрационную версию организации, зарегистрировать несколько систем и типов сведений, а затем попробовать выполнить обмен через СМЭВ. Эта среда позволяет экспериментировать и тестировать функциональность без защищенного канала.
  • Тестовая среда. Эта среда более популярна и используется многими участниками перед переходом на продуктивную среду. Здесь можно тестировать работу своих систем и обеспечивать их работоспособность. Тестовая среда не требует защищенного канала, и можно начать тестирование параллельно с подготовкой к продуктивной среде. Кроме того, здесь генерируются сертификаты для систем и проводится процедура технического тестирования для доступа к определенным типам сведений.
  • Продуктивная среда. Продуктивная среда предназначена для реальных операций и эксплуатации. Для доступа к ней требуется защищенный канал, и конверты должны подписываться сертификатами, полученными от АУЦ (Аккредитованный Удостоверяющий Центр). В продуктивной среде уже не рекомендуется проводить эксперименты, и она используется для реального обмена информацией.

Интеграционный узел адаптера

Интеграционный узел адаптера (ИУА) СМЭВ3 играет важную роль в обмене информацией через СМЭВ3. ИУА является клиентским программным обеспечением, которое обеспечивает все необходимые операции для выполнения обменов. Оно устанавливается на стороне участника взаимодействия и предоставляет удобные интерфейсы для интеграции.

ИУА выполняет следующие функции:

  • Подписывает конверты с сообщениями.
  • Опрашивает очереди с заданной частотой.
  • Обеспечивает логирование всех обменов.
  • Предоставляет различные интерфейсы для обмена данными, включая amqp, rest api, soap, работу с базой данных, файловую систему и даже встроенный веб-интерфейс для удобства. Это позволяет использовать ИУА даже без разработки собственной информационной системы.
  • Автоматически настраивает конфигурацию для выбранной среды и обеспечивает правильное форматирование вложений, отправку статистики и многое другое.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

ИУА является свободно распространяемым программным обеспечением, и его использование настоятельно рекомендуется всем участникам взаимодействия, так как оно значительно упрощает процесс обмена информацией через СМЭВ3.

Состояние технологии на сегодняшний день

На сегодняшний день, Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) находится в стадии активного развития. Происходит всё более глубокая интеграция этой платформы с другими сервисами цифрового государства. Эта интеграция затрагивает как смежные сервисы, такие как системы государственных органов, так и на первый взгляд более удаленные, например, базы данных доноров крови.

Появление обновленной четвертой версии СМЭВ оказало значительное влияние на его развитие. Эта версия сделала акцент на повышении эффективности и качества предоставления государственных услуг, а также на сокращении бюрократических процедур благодаря переводу информационного взаимодействия в режим онлайн.

СМЭВ становится всё более тесно интегрированной с системами государственных услуг, что поднимает ее национальный статус как ключевой информационной системы, значимой для всей страны.

Это также свидетельствует о продолжении активной поддержки и развития этой платформы, что важно для улучшения качества жизни граждан, обеспечения безопасности данных и повышения эффективности государственного управления.

Важные новости платформы

В этом разделе мы рассмотрим наиболее значимые новости этой платформы. Это поможет лучше понимать положение СМЭВ на текущем рынке цифровых технологий РФ, а также его перспективы.

ФМБА внесло предложение по связыванию баз данных донорства и СМЭВ

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) представило проект постановления, направленный на утверждение правил ведения и развития единой базы данных для поддержки, организации и содействия донорству крови и её компонентам.

Согласно пояснительной записке, предложенные правила включают в себя обеспечение информационного взаимодействия базы данных по донорству крови и ее компонентов с другими информационными системами, такими как единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В настоящее время действующее постановление правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 667, касающееся ведения единой базы данных по мероприятиям, связанным с безопасностью донорской крови и её компонентов, а также развитием и организацией донорства крови и её компонентов, предлагается признать утратившим силу.

Это предложение направлено на более эффективную организацию и координацию процессов донорства крови и его компонентов, а также на обеспечение доступа к важным данным в рамках государственных и муниципальных услуг.

СМЭВ получила доработанную четвертую версию

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) получила официальный статус четвертой версии. Это решение было закреплено Постановлением Правительства Российской Федерации, и оно призвано значительно оптимизировать работу системы.

Целью этих изменений является повышение скорости и качества предоставления государственных услуг, а также улучшение качества государственного управления за счет перевода информационного взаимодействия в режим онлайн.

При создании четвертой версии СМЭВ учтен богатый опыт эксплуатации предыдущих версий, а также применены передовые технологии. Эти изменения приносят значительные преимущества гражданам:

  1. Автоматическое предзаполнение форм на госуслугах. Гражданам больше не нужно будет тратить время на заполнение многочисленных форм. Информация будет автоматически предзаполняться, что сделает процесс оформления госуслуг более быстрым и удобным.
  2. Моментальное получение информации. Граждане смогут мгновенно получать необходимую информацию, что сэкономит их время и сделает взаимодействие с государственными органами более эффективным.
  3. Госуслуги «в один клик». Новая версия СМЭВ позволяет оказывать госуслуги «в один клик», что упростит процедуры и сделает их более доступными для граждан.

Внедрение технологии «витрин данных» в СМЭВ стало одним из ключевых изменений. На данный момент, такие витрины уже созданы в различных ведомствах, включая МВД России (транспортные средства), Росреестр (недвижимость), Рособрнадзор (результаты ЕГЭ), Федеральное казначейство (сведения о бюджетах).

До конца 2022 года также были созданы витрины в ФНС, Минспорте, Роструде, ПФР, Минтрансе, Рослесхозе, ФМБА, МЧС России и других ведомствах. Все эти изменения напрямую влияют на уровень качества госуслуг, обеспечивают безопасность данных и содействуют повышению качества жизни граждан.

Решения ФССП об аресте денежных средств теперь передаются банкам через СМЭВ

Правительство России внесло изменения в перечень документов и сведений, которые передаются через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

В соответствии с внесенными изменениями, банкам теперь будет направляться через СМЭВ более широкий спектр документов, связанных с действиями Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и судебных приставов-исполнителей по аресту денежных средств на счетах должников, списанию средств, прекращению взыскания на имущество, розыску и аресту счетов должников, а также о принятии исполнительного производства в электронной форме.

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Ранее СМЭВ использовалась только для передачи «постановлений судебного пристава». Теперь этот механизм расширяется на включение «иных должностных лиц службы судебных приставов и постановлений Федеральной службы судебных приставов».

Эти изменения направлены на улучшение эффективности взыскания долгов и более удобный обмен информацией между банками и органами, занимающимися исполнительными процедурами.

Проблемы в работе

Технические работы в ноябре 2023 года

В связи с запланированными техническими работами в Тестовой среде ГИС ГМП, пользователи могут столкнуться с временной недоступностью сервиса. Прерывание в работе может продолжаться до 180 минут и запланировано на период с 01.11.23 с 12:00 до 01.11.23 19:00. Это может повлиять на доступность и функциональность системы в указанный временной интервал.

Также возможны повторные отключения с целью доработки предыдущих технических работ, о которых пока не сообщается.

Технологические работы в ноябре и отсутствие доступа к многим видам сведений КВС

В сообщении от руководства платформы говорится, что запланированы технические работы в Системе Федерального Резерва (СФР) с 01.11.2023 года с 20:00 до 23:59 по московскому времени.

В этот период времени определенные виды сведений КВС станут временно недоступными:

  1. Получение сведений о размере выплат за период, включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу.
  2. Получение сведений о размере социальных выплат застрахованного лица за период, за исключением пенсии, доплат, устанавливаемых к пенсии и выплат по уходу.
  3. Получение сведений о размере социальных выплат на дату, за исключением пенсии, доплат, устанавливаемых к пенсии и выплат по уходу.
  4. Получение сведений о размере выплат по уходу застрахованного лица за период.
  5. Получение сведений о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии, застрахованного лица за период.
  6. Получение сведений о размере пенсии и доплат, устанавливаемых к пенсии, застрахованного лица на дату.
  7. Передача сведений о заработной плате или доходе, на которые начислены страховые взносы.
  8. Сведения о соответствии фамильно-именной группы, даты рождения, пола и СНИЛС.
  9. Передача в МФЦ статусов обработки заявлений, полученных из МФЦ.
  10. Сведения о продолжительности периодов работы в районах Крайнего Севера.
  11. Сведения о факте получения пенсии.
  12. Предоставление СНИЛС застрахованного лица с учетом дополнительных сведений о месте рождения и документе, удостоверяющем личность.
  13. Прием заявлений из МФЦ.
  14. Информирование о сумме потерь при досрочном переходе.
  15. Входящие документы из НПФ в ПФР.
  16. Прием сведений из ФНС в части ведения персонифицированного учета.
  17. Прием заявлений ЕПГУ.
  18. Сведения о факте осуществления трудовой деятельности.
  19. Сведения о страховом стаже застрахованного лица.
  20. Исходящие документы из ПФР в НПФ.
  21. Получение данных лицевого счета по представленному СНИЛС в системе обязательного пенсионного страхования.
  22. Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования.
  23. Предоставление сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
  24. Выписка из регистра о выдаче сертификата.
  25. Получение через МФЦ и ЕПГУ сведений об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста.
  26. Справка о назначенных пенсиях и социальных выплатах на дату.
  27. Справка о выплатах за период.
  28. «Справка, подтверждающая право на получение набора социальных услуг (НСУ)».
  29. «Рассылка уведомлений об увольнении».
  30. Получение данных о факте сдачи отчетности в ПФР.
  31. Сведения о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
  32. Взаимодействие ПФР с кредитными организациями.
  33. Сведения о факте начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  34. Предоставление сведений о трудовой деятельности в формате структуры данных.
  35. Сведения о регистрационных данных страхователей (Рассылка).

Помимо этого предусмотрен тестовый период на весь ноябрь для возможного устранения ошибок или недоработок, возникших в период технологического обновления информационной платформы.

Заключение

В заключение, Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой фундаментальную составляющую современной цифровой инфраструктуры Российской Федерации. С начала своего создания и по сегодняшний день, СМЭВ продолжает активно развиваться, становясь всё более важной национальной информационной системой. Её внедрение и использование позволяют улучшить доступность и качество государственных услуг, обеспечивают безопасное и эффективное взаимодействие между государственными органами, организациями и гражданами.

Одной из ключевых тенденций в развитии СМЭВ является интеграция с другими сервисами цифрового государства, что улучшает координацию и синхронизацию информационных потоков. Появление четвертой версии СМЭВ стало важным этапом в усовершенствовании системы, призванным ускорить и улучшить предоставление государственных услуг, а также повысить эффективность государственного управления.

Важно отметить, что СМЭВ продолжает развиваться и адаптироваться к изменяющимся потребностям общества и государства. Это позволяет ей оставаться на передовой позиции в сфере цифровой трансформации и делает ее неотъемлемой частью современной информационной инфраструктуры России.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
IaaS SaaS PaaS
Добавить комментарий

Больше новостей — на нашем Telegram-канале