Понятие SIP-телекоммуникации часто встречается в современном обиходе, но далеко не все осознают, что представляет собой этот вид коммуникации и какие отличия он имеет от обычного телефонного соединения.
- Как работает
- Оборудование для SIP-телефонии
- Основные стандарты и протоколы
- Стандартные телефонные номера
- Отличия связи SIP и IP
- Программы для СИП-телефонии
- Blink
- MicroSIP
- Zoiper
- Настройка SIP-телефонии
- Схема звонка
- Достоинства SIP-телефонии
- Возможности для реализации
- Мобильность
- Особенности переадресации
- Взаимодействие с разными сетями
- Интеграция с бизнес-сервисами
- Масштабируемость
- Низкая стоимость звонков
- Выводы
Как работает
SIP-телефония — разновидность телефонной связи, при которой звонки осуществляются через интернет. Связь хорошо функционирует при наличии постоянного Wi-Fi со скоростью от 64 Кбит/сек. При помощи программы, которая загружается в момент установки контакта, пользователи совершают аудио- и видеозвонки, создают журналы звонков и общаются в открытом чате в рамках одной компании.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: CRM Oracle: основные функции, преимущества и недостатки системы
Оборудование для SIP-телефонии
Подключение в этом виде связи производится по схеме «клиент-сервер» и состоит из следующих элементов:
- Терминала — устройства для совершения вызовов. Для этой цели используются SIP-телефоны, персональные компьютеры, смартфоны.
- Надежного прокси-сервера для обработки и распределения запросов клиента.
- Сервера для переадресации. Фиксирует текущее местонахождение клиента и по необходимости направляет запрос исходного пользователя на нужную геолокацию.
- Сервера отслеживания гео-данных. Если пользователь уезжает в другие города, то сервер определяет его новую локацию в режиме реального времени на основе открытой информации.
Важно! Основным условием стабильной работы системы является хорошее интернет-соединение. Пользователю интернет-телефонии не нужно приобретать дополнительное оборудование. Провайдер, предоставляющий подобные услуги, решает все технические вопросы самостоятельно.
Основные стандарты и протоколы
Реализация стандартного алгоритма SIP принадлежит интернет-сообществу IETF (Internet Engineering Task Force). Технический стандарт имеет порядковый номер RFC 3261. Для качественной передачи медиапотока (голоса, видео, текста) телефония функционирует в сочетании с другими протоколами. Для обеспечения ее работы используются следующие виды алгоритма:
- SDP для надежного управления передачей файлов мультимедиа;
- RTP-протокол для передачи аудио и видео по всем сетям IP;
- SRTP для передачи сообщений в формате аудио и видео с применением шифрования.
Приборы и приложения для интернет-соединения от разных производителей хорошо совместимы.
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО: NEW-TEL — обзор сервиса IP-телефонии
Стандартные телефонные номера
Существуют следующие виды номеров:
- Номер виртуального формата представляет собой стандартную мобильную телефонию без подключения к физической АТС для перенаправления звонков.
- Прямые линии. Представляют собой комбинацию цифр, используемую для городских и междугородних номеров. Звонки, совершающиеся пользователями с использованием прямого набора, ничем не отличаются от вызовов через стандартные АТС.
- Бесплатные номера. Используются для горячих линий многими предприятиями и начинаются с 8-800.
Отличия связи SIP и IP
Соединение SIP отличается от IP следующими моментами:
- IP-коммуникация позволяет совершать только голосовые вызовы, в то время как SIP-соединение обеспечивает быстрый обмен стандартными аудиофайлами и видеороликами.
- IP-соединение присваивает каждой компьютерной сети неповторимый адрес и производит передачу данных с использованием стандартных IP-алгоритмов. SIP-телефония работает с различными видами технологий в целях обмена мультимедийными файлами.
Программы для СИП-телефонии
Существует несколько видов программ для бесперебойной работы SIP-соединения с простым и понятным интерфейсом.
Blink
Программа, использующая алгоритм SIP в своей работе. Приложение подходит для стандартной Windows, Mac OS и Linux. Действует бесплатная версия для апробирования возможностей алгоритма, есть техническая возможность поддержки безлимитного количества профилей, передачи видео в разрешении HD и специальное шифрование TLS. Приложение передает и фиксирует стандартные голосовые файлы.
MicroSIP
Облегченное приложение с возможностью создания видеозвонков. Приложение имеет объем в 2,5 Мб, в оперативной памяти занимает небольшое пространство — всего 5–12 Мб. Имеется поддержка видео с расширением H.264 и H.263+. Приложение обладает простым и понятным интерфейсом, справиться с которым сможет любой пользователь.
Zoiper
Это приложение является продвинутым софтом для SIP-коммуникации. У программы имеется программное шифрование с защитой записей. Есть телефонная книжка, куда можно заносить данные абонентов. Zoiper предлагает текстовый чат для удобного общения с клиентами, а также интуитивно понятный интерфейс.
ИНТЕРЕСНО: Программа для видеонаблюдения GLOBOSS
Настройка SIP-телефонии
Существует несколько способов создания интернет-соединения:
- SIP-телефон в настольном варианте. Применяется для поддержки голосовой почты, перенаправления и удержания звонка. Для начала применения аппарата пользователи проходят регистрацию в личном кабинете поставщика.
- Wi-Fi SIP-телефон. Загрузка и наладка схожи с процедурой подключения стационарного телефона, только тут соблюдается одно условие — роутер попадает в зону действия беспроводной сети.
- Программный SIP-телефон. Для применения программной телефонии загружается приложение на компьютер, ноутбук или планшет. Для проведения видеоконференций подключают веб-камеру, микрофон и динамики. Подобное приложение требует обязательной регистрации и выполнения настроек.
Схема звонка
Для осуществления звонка потребуется аккаунт любого оператора VoIP-телефонии. Оператор принимает звонок, идущий через интернет, дозванивается до мобильного либо городского номера.
Схема звонка в действии будет выглядеть следующим образом:
- отправка SIP INVITE в сторону SIP-провайдера;
- принятие SIP 200 OK от оператора;
- принятие звука от провайдера;
- отправка звука из браузера оператору.
Протокол способен принимать и обрабатывать 6 типов команд (тип действия задается в стартовой строке):
- INVITE. Набирает клиента для установки связи. При помощи этого сообщения адресату передаются виды поддерживаемых сервисов (применяются инициатором сеанса), а также типы сервисов, которые отправляет инициатор связи.
- ACK — сообщение, подтверждающее готовность пользователя установить связь. В этом сообщении передаются окончательные параметры сеанса (происходит выбор видов сервисом и их параметров для использования).
- CANCEL. Отменяет ранее переданные команды. Применяется, если нет необходимости в запросе.
- BYE — команда о завершении коммуникации.
- REGISTER. Этой командой пользователь дает разрешение на отслеживание своего текущего местоположения.
- OPTIONS — подача запроса информации о функциональных параметрах приемника. Используется в тот момент, когда эти данные нужно получить до установления контакта, то есть до начала фактического обмена данными при помощи запросов INVITE и ACK.
На каждую команду отправителю направляется ответ, содержащий код результата исполнения команды. Форматом этих ответов управляет стандартный протокол HTTP. Полученные ответы идентифицируются трехзначным числом — первая цифра показывает класс ответов, оставшиеся две определяют конкретный ответ в классе. Устройство не всегда распознает код ответа, но знает и определяет его класс.
Достоинства SIP-телефонии
Применение этого вида соединения дает следующие преимущества:
- Доступность услуг. Совершение исходящих звонков обходится у провайдеров этой связи в разы дешевле операторов мобильной связи.
- Качество коммуникации. Благодаря применению современных приборов достигается высокая четкость звука с наименьшим количеством помех, в отличие от аналогового соединения.
- Оптимизацию рутинных моментов. Интернет-коммуникацию организации подключают с целью контроля работы сотрудников и анализа их продуктивности.
Возможности для реализации
Эту технологию связи применяют во многих бизнес-направлениях благодаря следующим возможностям:
- Существует возможность подключения многоканального номера и экономии на формировании виртуальной АТС. Это решение существенно дешевле аналогового исполнения. Суть действия IP-АТС заключается в распределении и перенаправлении вызовов на работников, общий номер всегда остается свободным.
- Подключение СИП-телефонии производится в сжатые сроки. Для этого достаточно наличия ПК либо ноутбука и доступа в интернет. При отсутствии отдельной линии используют 3G или 4G.
- Оплата производится по базовой тарификации независимо от местонахождения абонента.
- Подобная телефонизация является оптимальным решением для предприятий с большим числом представительств в других регионах.
Мобильность
Одним из важных преимуществ СИП-телефонии является ее мобильность. Абонент, поехав в другой город, берет с собой устройство с установленным приложением для совершения звонков и пользуется SIP-номером там, где есть свободный выход в сеть.
Особенности переадресации
Сервер перенаправления получает звонки от терминала, обрабатывает их и направляет терминалу данные, требуемые для дальнейшей маршрутизации вызова. Затем терминал устанавливает контакт, согласно адресу, указанному сервисом перенаправления. Имеется также и бессерверный способ коммуникации, когда один терминал посылает запросы непосредственно другому серверу.
Взаимодействие с разными сетями
Одной из главных особенностей алгоритма СИП является его независимость от транспортных технологий. Предпочтение отдается технологии маршрутизации пакетов IP и алгоритму UDP.
Интересно знать: Сигнальные сообщения переносятся как при помощи программы транспортного уровня UDP, так и алгоритмом TCP. Алгоритм UDP быстрее отправляет сигнальную информацию, чем TCP, а также ведет параллельный поиск текущей локации абонентов и передает приглашения к участию в сеансе связи.
Интеграция с бизнес-сервисами
СИП-соединение легко интегрировать с основными CRM-системами, средствами бизнес-аналитики, 1С и популярными мессенджерами. Благодаря подобной интеграции пользователи автоматизируют рутину, свободно коммуницируют с клиентами, применяя голосовые и текстовые средства телекоммуникации.
Масштабируемость
Одно из важных преимуществ этой технологии связи заключается в ее масштабируемости, когда при расширении сети есть возможность увеличения количества пользователей. Масштабируемость достигается благодаря подключению абонентов с присвоением внутреннего номера.
Низкая стоимость звонков
Внутрисетевые вызовы в рамках одной сети осуществляются бесплатно. Входящие вызовы тоже производятся бесплатно. Стоимость звонков зависит от выбранного направления. Благодаря этой технологии звонки стали в разы дешевле обычной АТС. Стоимость звонков зависит от выбранного провайдера. Некоторые операторы предлагают пользователям использовать связь бесплатно в течение ограниченного периода времени. Благодаря использованию СИП-телефонии у любой компании есть возможность сократить свои расходы на связь на 30-40%.
Практически у всех операторов подключение к связи бесплатное. Абоненту достаточно зарегистрировать аккаунт, и ему присваивают уникальный бесплатный SIP ID. Подключиться к сети просто без дополнительных ресурсов.
Выводы
Основное преимущество, привлекающее компании к использованию этого вида коммуникации, заключается в возможности применения номеров независимо от текущего местоположения. Пользователи ценят стабильность, а интернет-телефония дает возможность сохранить номер, даже если офис располагается по другому адресу. Использование этого вида связи позволяет оптимизировать многие важные бизнес-процессы. Внедрение СИП-связи выгодно как для владельцев крупных компаний и колл-центров, так и для частных лиц и мелких предпринимателей.
Этот вид связи полностью соответствует современным требованиям корпоративной связи любого уровня. Телефоны с использованием SIP-алгоритма – это долгосрочное вложение с возможностью сокращения затрат на ресурсы любого предприятия.